Культурологический пазл темы «песенность бардов»

В статье рассмотрен вопрос о возможности представлении темы «Песен-ность барда» в виде пазла. Отмечены и описаны: 1) 12 информационных очагов («кардинальные теоретики», «вольные рассказчики», «мы – особенное движение», «мы – журналисты», «мы – артисты особенного театра», «мы – составители антологий»,... more
4
Views
Research / Analytics > Culture
Published on: 2018-11-28
Pages: 11

Культурологический пазл темы «песенность бардов» Автор: С. Орловский, 21.11.2018, г. Нюрнберг. § 1. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОЧАГИ» ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ ................................................................................................ 1 § 2. КОМПЕНДИУМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ............................................................................................................. 3 Тройственность смыслонесения ........................................................................................................................ 4 Геометрия сквозного охвата............................................................................................................................... 5 Финальная полнота поисковой деятельности ................................................................................................ 6 Понятийный конвертор ....................................................................................................................................... 6 § 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПАЗЛ «УЧЕНИЕ БАРДОВ» .................................................................................................. 7 РЕЗЮМЕ........................................................................................................................................................................ 10 Известно, что «пазл» – это мозаичная картинка. Она собирается вручную из отдельных элементов причудливо криволинейной формы. Эти элементы об- разуют множество с рядом особенных свойств, а именно: 1) сопряженность форм элементов. Для любого элемента должны быть несколько элементов, ко- торые могут прочно соединяться с ним без клея – путем простого «вдавливания в контуры формы друг друга»; 2) разворачивание в непрерывной плоскости. Все собираемые цепочки элементов, соединяясь между собой, должны образовы- вать плоскость без дырок; 3) изобразительная достижимость. В процессе сборки плоскости должен быть достижимым момент, когда глаза наблюдателя могут обнаружить на ней один явно опознаваемый интегрально-предметный образ, включающий в себя все элементы сборки. Давайте проведем анализ культурного следа «Песенность бардов», пытаясь выложить его содержание в виде пазла, зачерпывая его элементный состав из уже известных очаговых вариантов такого следа. Это – главная цель нашей ста- тьи. § 1. «Информационные очаги» выбранной темы Наша исследовательская деятельность показывает, что в теме «Песенность бардов» есть целый ряд «информационных очагов»1, например: 1) «Карди- нальные теоретики»: А. З. Мирзаян (г. Москва, концепт « Х ождение за пе- сенным языком»), В. И. Ланцберг (г. Нюрнберг, концепт «Социотехника пе- сенных потоков»), П. В. Друпп (г. Мелитополь, концепт «Информационная 1 Архивы, области информационного сгущения, рефлексивных зон, следов осмысления и т.п. 1


песня»), С. П. Орловский (г. Нюрнберг, концепт «Авторская культура песен бардов»); 2) «Вольные рассказчики»: А. А. Дулов (г. Москва, вольная куль- тура), В. А. Луферов (г. Москва, позиция «профессиональный бард»), В. А. Фрумкин (США, музыковедческий взгляд на песни Окуджавы Б. Ш.), Л. Ю. Альтшулер (г. Тула, понятийные фильтры песенной клубной практики); 3) «Мы – особенное движение»: Ю. А. Андреев (г. Москва, «наша самодеятель- ная песня»), В. Белецкий (г. Москва, заметки о неформальных группах); 4) «Мы – журналисты»: Б. Б. Жуков (г. Москва, сборник статей о песне), Л. А. Аннинский (г. Москва, книга «Барды»), А. Дм. Анпилов (г. Москва, сборник статей в Интернет); 5) «Мы – артисты особенного театра»: Ю. Л. Лорес (г. Москва, песня как театр одного актера); 6) «Мы – составители антологий»: Р. А. Шипов (г. Москва, Бардовские эшелоны), Дм. А. Сухарев (г. Москва, субъективная бардистика); 7) «Мы – барды и организаторы песни, пищу- щие книгу воспоминаний»: Б. П. Полоскин (г. Санкт-Петербург, книга), А. М. Городницкий (г. Москва, книга), Б. А. Алмазов (г. Санкт-Петербург, книга), А. А. Загот (г. Москва, обобщения песенной практики), И. М. Каримов (г. Москва, книга об истории Московского КСП); 8) «Мы – издатели сборников песен»: Л. П. Беленький (г. Москва, поиск систематики), А. Н. Костромин (г. Москва, критика и напоминания); 9) «Мы – авторы тематических радио- и телепередач»: Г. Е. Дикштейн (г. Чикаго, радиопередача «Поющие поэты»), Е. В. Гудкова (г. Санкт-Петербург, авторская передача «Гитара по кругу» в сети Интернет теле- видения), А. И. Витаков (г. Москва, авторская передача «Арт кафе «Господин ветер» в сети Интернет телевидения), А. А. Дов (Израиль, радиопередача «Седьмая струна»); 10) «Мы – самостоятельные организаторы концертов и фе- стивалей»: Б. Л. Ашкинадзе (г. Москва, фестиваль «Бенефис»), Т. Сизова (г. Прага, фестиваль «Возьмемся за руки друзья»); 11) «Клубы и союзы песни»: Центр авторской песни (г. Москва), клуб «Город» (г. Мюнхен), Союз деятелей авторской песни (г. Москва); 12) «Мы – участники науки «Авторская пес- ня»»2: Е. В. Купчик, Л. А. Левина, И. Б. Ничипоров, С. С. Бойко, А. В. Кула- 2 Написано не менее 80 диссертаций: 6 докторских и 74 кандидатских. Семь диссертаций 2

гин, В. Н. Новиков, И. А. Соколова, А. А. Резник, Д. Н. Курилов, Р. Ш. Абель- ская, Л. П. Беленький. Простейшим геометрическим отражением множества отмеченных «ин- формационных очагов» является поле в виде прямоугольника из 9 внутренних клеток (см. табл. 1). Здесь число внутри каждой ячейки – номер «информацион- ного очага». Однако, такое поле никак не может быть «пазлом». Например: 1) в очагах № 2-11 собирают информацию как могут, выполняя посильную система- тизацию своих архивов; 2) очаги № 1 и № 12 сильно разняться исследователь- скими подходами и масштабами рассмотрения; 3) очаги № 1 и № 2-11 разняться уровнями и масштабами эмпирических обобщений; 4) очаги № 2-11 не имеют сквозной одинаковой системы систематизации и не стремятся к ее поиску; 5) очаг № 12 существует практически автономно, его результаты песенная прак- тика не использует. Таблица 1. Поле рассматриваемой темы. Не пазл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 § 2. Компендиум теоретической позиции Пазл – это компактная картинка. Не простое заполнение картинной плос- кости, а – процесс, опирающийся на ряд принципов, краткое описание которых предлагается читателю в этом параграфе нашей статьи. выполнено за рубежом, остальные в СНГ. Все докторские диссертации выполнены в СНГ. Первые две диссертации были выполнены в один и тот же 1984 год в России и в Америке. Первые три главенствующих в изучении «авторской песни» раздела науки: Филология – 49 диссертаций, Культурология – 7 диссертаций, Педагогика – 6 диссертаций. Уже отметились, как исследователи темы, 8 разделов науки, а именно: искусствознание, история, культуро- логия, педагогика, социальная психология, социология, филология, философия, языкознание. Наибольшее количество защищенных диссертаций приходится на 2011 год – 8 диссертаций. 3


Тройственность смыслонесения В любой теме, по отношению к деятельности по удержанию и трансляции ее смысла, можно выделить три базовых позиции, как: 1) сказочник. Такой че- ловек описывает тему в виде набора разных красочных сказок. Ему важна кра- сота Идеи, если даже она отнесена только к Идеалу. Он рассказывает так, что его слушатели вовлекаются в поток «чудесного смысла темы», создает «общую для всех мечту»; 2) коробейник. Такой человек пересказывает конкретные фак- ты, которые есть в его архиве. Он работает в режиме «листания фактов фено- менологии». Сыпет ими, не ухватывая глубинной связи между ними; 3) суфлер. Такой человек сопровождает содержаний речей «сказочника» или «коробейни- ка» сквозными смысловыми толкованиями. Видит тему как двойную сборку – от «частей к Целому» и от «Целого к частям». Имеет выверенную модель, об- ладающую многократными смысловыми прошивками. Строит понятийные мо- сты, выводящие из пространства теории в пространство практики идеалы и аутентичные русла культурной деятельности. Можно построить сущностно-признаковое поле таких фигур (см. табл. 2). Здесь видно, что прямое отношение к картинке «Целое» имеют только «сказоч- ник» и «суфлер». «Целое» приобретает у них такие свойства, как: 1) масштаб- ный охват вплоть до «горизонта». Выстроена карта тематического простран- ства, учитывающая фундаментальные различения, как: а) фон; б) феноменоло- гическая внутренность (собственно феноменологическое тело); в) пограничная полоса (собственно зона перехода «формы» в «содержание» и обратно); г) по- люс (пункт на «горизонте»); 2) культурная связность феноменологического те- ла. Прежде всего, речь идет о связности «понятийной корзины темы» – ключе- вого множества используемых понятий; 3) двухсторонняя синхронность «часть- Целое»; 4) прозрачность барьерных переходов: а) восприятие-идеация; б) фак- тическое-супрематическое; в) пограничное-безграничное. Таблица 2. Признаковое поле «базовых фигур». Фрагмент. 4

Тип Способ Тип Отношение Реальный базовой организации деятельности к Целому участник позиции содержания Сказочник Охват мистиче- А. З. Мирзаян Провокатор Мифология ским чувством. (Россия) Конкретно пред- метное кусочное Участники ин- Коробейник Архивист видение. Ощупы- Алфавизм формационных вание только ча- очагов № 2-9. стей. Охват по внешней С. П. Орловский Суфлер Теоретик границе и опора Синтопоэтика (Германия) на центр. Геометрия сквозного охвата Для тех исследователей, которые направленно занимались формированием представлений о компактном образе уровня «Целое», не секрет, что: 1) движе- ние вверх и вниз связаны. Формирование «понятийной башни» снизу вверх, вы- зывает «ответный поток», уходящий в основание такой «башни» и требующий расширения детальной работы по проработке ее фундамента; 2) целое всегда имеет один или несколько опорных центров. Понятийный охват сопровождает- ся появлением неких центров, на которые этот охват может опереться. Такие центры – это некие понятийные фокусы, расположенные у «Целого» внутри; 3) пограничное. Работа в пограничном слое («граница Целого-фон») актуализиру- ет то, что должно быть выделено, как «рамочное» и «предельное» в рассматри- ваемой теме; 4) множества «спицы связности». Любую тему можно предста- вить, как некое тело, двояко нанизанное на «спицы» (вертикализмы), берущие начало из «рабочей онтологии темы» и из «Фундаментальной Онтологии». Тем самым, как минимум, мы имеем два множества спиц: «рабочие спицы» и «фун- даментальные спицы». «Сказочник» учитывает только одну сторону свойств 1-4. Потому инфор- мация легко превращается в птицу, достигающую сферы «мечта». Главная за- дача сказочника – спровоцировать внимание к теме. И только тот, кто увидит сказку в «зеркале», найдет путь к Истине, достроив сказку ее «зеркальным от- 5

ражением». Построением смысла, способного выстраивать «зеркальные отра- жения» сказки, занимается «суфлер». Финальная полнота поисковой деятельности Любой исследователь знает, что ему приходится отвечать на вопрос: «За- вершил ли я цикл исследования полностью?». Инженерная практика создала здесь поговорку «Лучшее – враг хорошего», которая предлагает не достигать идеальной завершенности, а остановиться на том, как получается в культурной ситуации исследователя. То есть, достигается не собственно Истина, а только некий ее рамочный образ. А если все же представить себе деятельность, заточенную на Истину, ка- кому критерию она должна удовлетворять? – Нам представляется, что это мо- жет быть принцип «Двойной путь». Он гласит: «Чтобы достичь пределов Исти- ны, исследователь должен, как минимум, пройти туда и назад, путем «первич- ный туман-слово-геометрия-число-супрематизм»». Практически ни одна из из- вестных сегодня наук не обладает такой полнотой приближения к Истине. Известно, что любая теория науки допускает фальсификацию 3, но не лю- бая из них допускает финализацию – герметизация модельного образа теории, когда исследователь заглянул во все укромные места такого образа. Посильно выполняя принцип «двойного пути», исследователь может до- стигнуть такого уровня зрелости своей теоретической модели, когда возможна и фальсификация и финализация. Однако, это может потребовать значительных трудозатрат и прежде всего увеличить затраты исследовательского времени. Понятийный конвертор В свое время нас поразил пример, который говорил о том, что исследова- телю нужно не только определить «понятийную корзину темы», но и выложить из нее понятийную мозаику на одном из многогранников Платона. Тем самым, было показано, что тема не только «ловиться» в «понятийную корзину», но и требует не противоречивого сопряжения (пограничной укладки) собранных по- 3 См. труды К. Поппера. 6

нятий на поверхности выпуклого тела. Такое тело приобретает название «поня- тийный конвертор» и смысл «сопрягатель элементов понятийно корзины». В наших играх «Предельная Темология», каждый участник обязан постро- ить «понятийную корзину» так, чтобы она «понятийно бурлила» и не противо- речиво сопрягала свои элементы на поверхности из четырех граней треуголь- ной пирамиды. § 3. Культурологический пазл «Учение бардов» Мы надеемся, читателю стало понятно, что искать полноценный пазл тео- ретических представлений о «Песенности бардов» можно только у тех исследо- вателей, которые способны войти в позицию «суфлер». Наш путь в эту пози- цию длился почти 30 лет и сегодня мы можем доказательно утверждать, что та- кая позиция нами достигнута. О каких результатах идет речь? – О тексте компендиума «Учение бардов»4, а также о его расширенном текстовом толковании «Авторская культура песен бардов» 5. Наши оригинальные тексты оперты на «понятийную корзину темы», вы- раженную в образе «Понятийный конвертор» (см. рис. 1-4 и фото 1) 6. Такой конвертор показывает, что все множество элементов «понятийной корзины» прошло испытание на взаимное содержательно-смысловое сопряжение и пред- ставляет собой «понятийный конфигуратор» или «понятийный пазл». Картин- ным образом такого пазла является «сетевой чертеж», вынесенный на четыре плоскости (онтология, практика, теория, познание) треугольной пирамиды. 4 Орловский С. Учение бардов. Нюрнберг, Самиздат ИКНРЧ, 2016. - 79 с. 5 См. авторские статьи в сетевом научно-культурологическом журнале «Релга», а также ав- торскую информацию в Циклопедии. 6 Орловский С. П. ПСАС. Ветка размысливания: Методологический конфигуратор. Том. 1. Методологическая норма культурного следа. Нюрнберг, Самиздат Института Культуры Не- остановленного Развития Человека. 2016. - 469 с. 7

Рис. 1. Грань «Онтология» (онование пирамиды). Рис. 2. Грань «Практика» (возврат теории в песенную практику). 8

Рис. 3. Грань «Теория» (теоретические результаты). Рис. 4. Грань «Познание» (процесс познания в фокусных понятиях). 9

Фото 1. Пирамидальный понятийный конвертор темы « Авторская куль- тура песен бардов». Резюме В статье рассмотрен вопрос о возможности представлении темы «Песен- ность барда» в виде пазла. Отмечены и описаны: 1) 12 информационных очагов («кардинальные теоретики», «вольные рассказчики», «мы – особенное движе- ние», «мы – журналисты», «мы – артисты особенного театра», «мы – состави- тели антологий», «мы – барды и организаторы песни, пишущие книгу вос- поминаний», «мы – издатели сборников песен», «мы – авторы тематических радио- и телепередач», «мы – самостоятельные организаторы концертов и фе- 10

стивалей», «клубы и союзы песни», «мы – участники науки «Авторская пес- ня»»); 2) компендиум теоретической позиции (тройственность смыслонесения (сказочник, коробейник, суфлер), геометрия сквозного охвата (двойной путь к Истине), финальная полнота поисковой деятельности (фальсифицируемость и финализация), понятийный конвертор (множество сопряженных понятий)). В качестве компактного образа теоретической позиции предложено счи- тать образ «понятийный конвертор» – «сетевой чертеж», нанесенный на плос- кости треугольной пирамиды. Такой чертеж предлагается считать достоверным «понятийным пазлом» интегральных теоретических представлений о песенно- сти бардов. 11

Chkmark
The end

do you like it?
Share with friends

Reviews