Песенный счет дуэта «АкваЛибра»

В этой статье автор познакомит читателя с темой «анализ качества бардовской песенности», в теории и в частном приложении к экспертной оценке песенности дуэта «АкваЛибра».
14
Просмотров
Исследования/Аналитика > Наука
Дата публикации: 2018-01-10
Страниц: 10

Песенный счет дуэта «АкваЛибра» С.П. Орловский, г. Нюрнберг, 09.01.2018 В этой статье автор познакомит читателя с темой «анализ качества бардов- ской песенности», в теории и в частном приложении к экспертной оценке пе- сенности дуэта «АкваЛибра». Нам уже написана серия статей 1 с названием «бардовский счет» и «песенный счет», их опыт не забыт и служит нам культур- ным фоном в этой статье. 1. Краткое введение в содержание понятия «экспертный анализ каче- ства бардовской песенности». Многие участники темы «песни бардов» знают, что в качестве главной или основной оценки таких песен, жюри песенных фе- стивалей выбирает «оценку качества песенного текста». Творческие мастерские песенных фестивалей заполнены назиданиями 2, обращенными преимуществен- но к: 1) «правилам профессионального стихосложения»; 2) «правилам допусти- мой гитарной аранжировки песен». Общее восприятие песни на слух принима- ется в расчет после того, как выяснены уровни соблюдения таких правил. По- чему так? - Потому, что действуют «аберрации слуха» 3, которые нужно пре- одолеть подлинному члену жюри. Но почему песенный текст у бардов должен обязательно иметь качество «поэтический текст»? Разве это безусловное тождество в культурном следе уже известных бардов? Почему оценка песни опирается не на оценку качества пе- сенности, а на оценку качества песенного текста? Разве «песенная речь» и «пе- сенный текст» принадлежат одному и тому же пространству содержательной выразительности? - На все эти вопросы автор статьи отвечает соответствую- щими отрицаниями: 1) нет не должен; 2) нет не безусловное; 3) нет осведом- ленности о другом подходе к оценке; 4) нет к разному. Вводит оценку песни, 1 См. наши 10 статей в научно-культурологическом сетевом журнале «Релга» и просто в про- странстве Интернет. 2 В консерваторском курсе музыкознания есть раздел «анализ вокальных произведений», но там не рассматривается различение «вокальное произведение-песня». В фольклористике та- кое различение есть, но не рассматривают тему «песни бардов». 3 Красота певческого голоса, впечатляющая техника на гитаре, красота сценического образа и др. Подробнее можно посмотреть в сетевых публикациях В. Ланцберга.


исходя из ее качества «песенность». Строит теоретическую модель для воз- можности выполнения «экспертной оценки» песенности любой песни бардов. Любая песня – это соединенность четырех элементов: а) текст; б) музыка; в) исполнительская подача; г) тип песенности. Особенность песен бардов со- стоит в том, что их «тип песенности» – это «песенность бардов». Песенность бардов – это качество, возникающее из триединства. Три пе- сенных потока (самодеятельная песня, бардовская песня, авторская-1 песня) образуют одно песенное целое «наша песня». Собственно «бардовская песня» есть «наша песня»4 с ярко выраженным акцентом внутреннего потока «бардов- ская песня». Но бардам соответствуют и другие песни триединой «нашей пес- ни», как5: 1) с ярко выраженным акцентом потока «самодеятельная песня»; 2) с ярко выраженным акцентом «авторская песня-1». Чтобы превратить созданную модель в «экспертную модель», автор статьи дополнил чисто теоретические положения эмпирической таблицей – референт- но-исполнительское множеством песен «нашей песни» (примерно 1000 песен от 350 авторов). Здесь каждой песне соответствует своя акцентная строка. При этом, эксперт должен выполнить 4-е шага: 1) экспертно-акцентное маркирова- ние. Определить содержание акцентной строки для анализируемой песни. Если строку сформировать нельзя, то песня не может быть проанализирована, она не из пространства «наша песня»; 2) поиск аналога в базе песен «нашей песни». Найти в таблице референтно-исполнительского множества песен песни с таким же значением акцентной строки; 3) уточнить порядок в списке аналогов. Рас- положить список найденных аналогов в соответствии с рангом автора песни в «табеле о рангах нашей песни»; 4) сравнить (хуже-равно-лучше) на слух анали- 4 «Наша песня» – это правильное название феномена «песни бардов», запечатленном в исто- рии русской культуры второй половины ХХ века (1950-2000 гг). Такое различение позволяет изучать феномен «песни бардов» как теоретический предмет. Подробнее см. в наших сете- вых публикациях, особенно в научно-культурологическом сетевом журнале «Релга». 5 Мощность множества, допустимых у бардов акцентов песни, не превышает 96 и является ограничивающей рамкой рассматриваемой теоретической модели. Фактическое же наполне- ние песенной базы «нашей песни», имеющейся сегодня в нашем экспертном арсенале, охва- тывает примерно 70% потенциальных возможностей множества акцентов «нашей песни». Остальные 30% еще не использованы песенной практикой «нашей песни». 2

зируемую песню и первые 3-5 песен из списка аналогов. Результат сравнения и есть оценка качества песенности: а) отлично – нет равного аналога в базе; б) хорошо – есть равный аналог в базе; в) удовлетворительно – аналог в базе луч- ше. Тем самым, множество всех анализируемых песен разбивается экспертны- ми оценками на четыре сектора: 1) отлично; 2) хорошо; 3) удовлетворительно; 4) не «наша песня». Песни секторов 1) и 2) являются важными сигналами для работы теоретиков песни, которые держат в чистоте базу сравнения: 1) рефе- рентно-исполнительское множество песен «нашей песни»; 2) табель о рангах авторов «нашей песни»6. Что следует особенно подчеркнуть? - Универсальные свойства введенной модели песенности и экспертной оценки, например: 1) скольжение по истори- ческому времени. Результат оценки песенности может быть перенесен вдоль оси исторического времени. Рассматриваемая песня может стать виртуальным участником любого 7 уже прошедшего фестиваля 8 «нашей песни»; 2) потенци- альное сравнение. Сравнение происходит со всеми песнями культурного следа «наша песня», по всему спектру практики уже состоявшейся песенной практи- ки; 3) возможность движения по песенным состояниям. Экспертное сравнение указывает на список песен из песенной базы «наша песня», которые есть в спе- циальной базовой фонотеке. Соискатель сравнения, автор или исполнитель песни, может их послушать и попытаться исполнить – пропустить через мир своих внутренних ощущений или «пройти песню по внутренним психосостоя- ниям», что называется «дух в дух». 6 Эту тему можно посмотреть в наших сетевых публикациях (см. наш раздел сетевой Цикло- педии), а также в секторе «теория песен бардов» нашего собрания авторских сочинений. 7 Например, можно привязывать рассматриваемую песню к любому из трех всесоюзных фе- стивалей (Новосибирск-1968, Саратов-1986, Таллин-1988) самодеятельной и авторской пес- ни. 8 Например, в нашей статье « Контурно-акцентный графический образ песенного следа бар- дов» (см. в Интернет) рассмотрено качество песенности всех песен конкурсного концерта всесоюзного фестиваля самодеятельной песни в г. Саратов (1986 г.). 3


2. Пример экспертной оценки. Выполним последовательность шагов «экспертной оценки» в применении к песням дуэта «АкваЛибра» 9. Шаг № 1. Экспертно-акцентное маркирование. Для анализа были взяты наугад 10 20 авторских песен М. Елекоева (см. табл. 1). Песни были прослушаны автором статьи и промаркированы «акцентной строкой»11. Множество песен поделилось ровно на два множества «наша песня» и «не наша песня», в каждом из которых оказалось по 10 песен. Далее мы оставили только песни множества «наша песня», выделив в нем подмножества с одинаковым акцентом (см. табл. 2). Видно, что: 1) песен с ак- центом «бардовская песня» только одна – «равноакцентная песня» (номер стро- ки 14); 2) одинаковое значение акцентной строки соответствует двум песням (номера строк 01 и 04). Это означает, что можно сократить анализируемое множество на одну песню. Наш песенный слух оставил песню «Нападками га- зетными исколот»; 3) максимальный акцент выделение имеет «самодеятельная- песня» с номером строки 07. Таблица 1. Накопитель результатов экспертной оценки Акцентная № Название песни по первой строке Принадлежит пространству строка 01 Солнце злилось и билось оземь АСб Наша песня 9 семейный дуэт (Мурат и Татьяна Елекоевы) существует с 12 ноября 2011г. За плечами Му- рата и Татьяны опыт участия в фестивалях авторской песни. Не однократные соискатели фестивального «Гран-при». Творческая активность дуэта весьма продуктивна. Песенный ре- пертуар вполне достаточен для концертного выступления из своих песен. Есть несколько де- сятков песен, которые легко и свободно можно найти в Интернет и даже скачать. « У нас вышло уже 4 альбома: 1) «Верность», авторские песни дуэта АкваЛибра; 2) «Болдовская осень», песни на стихи Льва Болдова; 3) «Опираясь на ветер», песни на стихи Андрея Звяги- на; 4) «Притяжение» – сборник избранных песен периода 2013-1017 гг. В данный момент мы работаем над 5 диском, который будет называться «Прохожие» (песни на стихи Игоря Ар- та)» - из прямой речи М. Елекоева. 10 Мы просто обнаружили «зону повышенной активности» в теме «современная авторская песня» и нырнули в нее. Возникло желание применить нашу теоретическую модель к оценке здесь происходящего. 11 Экспертная оценка по отношению к авторским представлениям о триединой песне бардов или понятийной модели «песенная синкретика бардов». 4

Акцентная № Название песни по первой строке Принадлежит пространству строка 02 Черных окон провалы Саб Наша песня 03 Я не спорю с тобой ничуть аСб Наша песня 04 Нападками газетными исколот АСб Наша песня 05 Озеро, песок, осока АСб Наша песня 06 Ты приходишь полуодета сАб Наша песня 07 Мы стоим на рязанском ветру АСб Наша песня 08 Опять рисует Ренуар Саб Наша песня Вот и зима, в подворотнях качается 09 дым аСб Наша песня 10 О розы алые аС_ Не наша песня 11 Дождь со снегом аС_ Не наша песня 12 Смотреть на звезды аС_ Не наша песня 13 Когда спят города аС_ Не наша песня 14 Обычный день одной войны саб Наша песня 15 Я смешная птица в гнезде твоем са_ Не наша песня 16 Твой взгляд са_ Не наша песня 17 Тепло такое раннее ас_ Не наша песня 18 По улице ас_ Не наша песня 19 Мне по колено аС_ Не наша песня 20 Она всегда была немного кошкой Са_ Не наша песня Таблица 2. Накопитель песен из «нашей песни». Номера строк соответ- ствуют номерам сток табл. 1 Акцентная № Название песни по первой строке Главный акцент строка 02 Черных окон провалы Саб Авторская-1 песня 06 Ты приходишь полуодета сАб 08 Опять рисует Ренуар Саб 14 Обычный день одной войны саб Равноакцентная песня 5

Акцентная № Название песни по первой строке Главный акцент строка 01 Солнце злилось и билось оземь АСб 03 Я не спорю с тобой ничуть аСб 04 Нападками газетными исколот АСб Самодеятельная песня 05 Озеро, песок, осока АСб 07 Мы стоим на рязанском ветру АСб Вот и зима, в подворотнях качается 09 дым аСб Шаги № 2,3,4. Выделение аналога, сравнение, отбор. Мы выполним нуж- ные шаги только для двух песен, которым соответствуют первые две строки таблицы 3. Акцентные строка этих песен встречаются в базе песен «нашей пес- ни» соответственно 6 и 5 раз. Именно здесь можно быстро 12 разобраться со сравнением песен на слух, количество сравнений не велико. Кроме того, мы особенно отметим еще две песни: 1) в строке 6 табл. 3. Это – равноакцентная песня. Такие песни привлекают особенное внимание экс- перта т.к. акцент песни может меняться в процессе исполнения песни; 2) в строке 9 табл. 3. Такая песня имеет максимальную чистоту попадания в тип «наша песня» Таблица 3. Сводная таблица экспертной оценки. Затемнены строки с пес- нями особенного внимания эксперта. Песенные аналоги для этих песен показа- ны соответственно в табл. 4 и 5. Количество № таблицы с № № Акцентная аналогов аналогами из Отметка Сигнал тео- 1 2 строка в базе базы песен эксперта ретику песен «наша песня» «наша песня 1 05 АСб 6 4 отлично включить 12 Компьютерное математическое обеспечение, облегчающее работу эксперта с базой песен «наша песня», находится в процессе изготовления. Поэтому мы выбрали самую простую си- туацию наших экспертных усилий. 6

Количество № таблицы с № № Акцентная аналогов аналогами из Отметка Сигнал тео- 1 2 строка в базе базы песен эксперта ретику песен «наша песня» «наша песня в базу включить 2 07 АСб 5 5 хорошо в базу 3 04 АСб 13 4 08 Саб 27 5 06 сАб 29 6 14 саб 29 7 02 Саб 43 8 09 аСб 71 9 03 аСб 105 Выполнив сравнение аналогов (см. табл. 4 и 5), наш песенный слух пока- зывает, что: 1) песня первой строки «Озеро, песок, осока» имеет высокий уро- вень оригинальности и получает оценку «отлично»; 2) песня второй строки «Мы стоим на рязанском ветру» менее оригинальна среди своих аналогов и по- лучает оценку «хорошо»; 3) обе рассмотренные песни маркируются сигналом «включить в базу «нашей песни»». Таблица 4. Список песен – аналог песен из базы песен «нашей песни» с акцентной строкой «АСб». Аналог в базе «наша песня» Акцентная Уровень автора в Название песни по строка Автор песни табеле о рангах первой строке нашей песни АСб Хрустальный воздух Алмазов Б. 23 У хороших людей Крючков Ан. 23 Ах, дворы, дворы Трегер М. 33 У проходной завода ВЯЗ Гордон Б. 33 На следу медвежий след Иванченко С. 33 Больной, пропитавшийся влагой Тиунов Вл. 43 7

Таблица 5. Список песен – аналог песен из базы песен «нашей песни» с акцентной строкой «АСб». Аналог в базе «наша песня» Акцентная Уровень автора в Название песни по строка Автор песни табеле о рангах первой строке нашей песни АСб Навещая знакомый берег Щербаков М. 14 Еще не сорваны погоны Ященко З. 24 Вот идет по свету человек чудак Миляев Вал. 33 Шабашвили На улице старой 33 Эм. Вечер голову склонил Лепёхин А. 43 3. Исполнительски-слуховое качество дуэта АкваЛибра. Речь пойдет о нашем восприятии качестве дуэтного исполнения песен. Наше восприятие выстроило некую нисходящую линию исполнительского качества семейных дуэтных образов «Никитины 13-Копосовы 14-Елекоевы». Эта линия указывает на понижение таких качеств, как например: 1) спетость. Слитная точность слов и концов песенных строк; 2) легкость сложной подачи. Песенная речь течет легко 15 даже в ее сложных местах; 3) многоголосие. Два человека поэт не менее чем в два голоса, а не тембровый унисон. Пример у Ни- китиных: «Переведи меня через майдан», «Я к вам травою прорасту»; 4) демон- страция школы «нашей песни». Дуэт должен показывать распевы известных песен из «нашей песни». Например, можно выбрать из песен: Б. Окуджавы, Ю. Визбора, С. Никитина, В. Берковского, Е. Фроловой. Отдельную ветку составляет треугольник «Родноверы-Елекоевы-Солнеч- ные барды». Да, Елекоевы не прочь, в своем песнетворчестве, подражать пе- 13 Сергей и Татьяна Никитины (г. Москва). 14 Александр и Татьяна Копосовы (г. Санкт-Петербург). 15 Голос Татьяны Елекоевой достаточно «тяжел» по сравнению с голосом Мурата, иногда оказывает непомерное давление, нарушающее нормальное песенное звукодвижение. Однако, пусть здесь конкретно анализирует тот, кто берется управлять и организовывать их песенно- ансамблевое голосоведение. Например, музыкальный теоретик. Пока же досадные ошибки не профессионального голосоведения достаточно заметны. В нашем анализе мы не обращали на них особенного внимания, вытягивая восприятие на уровень «идеальный бардовский ду- эт». 8

сенной культуре русских народных песен. Но пока они держаться, не оставляя своих творческих поисков в других песенных культурах, например: песни бар- дов, авторская песня, рок, джаз, блюз. Нельзя игнорировать и такую ветку как «Современная русская распетая песня», ярко выраженную в творческой деятельности: 1) Е. Фроловой (распетая профессиональная русская поэзия); 2) музыкально-поэтической студии А. Ва- сина (распетая профессионально-естественная лирическая поэзия). Но сопри- косновению с этой веткой для Елекоевых можно только прогнозировать. Следует упомянуть и феноменально-масштабные песенные пробы: 1) «нотные портреты»16 русской поэтической классики композитора С. Коренбли- та – тысячи вокальных произведений; 2) перетекстовки песен народов мира – примерно 850 «песен Айфаар». Нельзя сбрасывать со счета и песни украинского кобзарства, но автор пе- сен не песневед, ему бы справится хотя бы с собой, успеть записать оригиналь- ное свое, не поддавшись внушению извне. Как нам показалось, М. Елекоев (главная авторская17 единица АкваЛибра) вполне самостоятелен и не внушаем, в меру любопытен. Это – нормальный признак «авторской кухни», чем дольше он действует, тем плодовитее и ярче выражена авторскость песен. Как соотносятся песни Елекоевых с песенно-экспериментальным полем «современной авторской песни» 18 (опыты Е. Фроловой, камерная песня в теат- ре Е. Камбуровой, песенный перекресток имена В. Луферова и др.)? – Это ин- тересная тема, но уже не этой, а, возможно, следующей нашей статьи. Содер- жательность темы «песенность дуэта АкваЛибра» вполне позволяет это сде- лать. Резюме 16 См. подробнее нашу книгу «Сборник авторских статей по основам фундаментального пес- неведения, культурологии и натурфилософии песен». Под ред. акад. пед. наук. Е. А. Ямбур- га. Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2016.-162 с. 17 Пишет полностью свои песни, а также музыку на понравившиеся стихи других поэтов. 18 См. в Интернет наши статьи: 1) Теоретическое сопровождение понятия культурного следа «Песенный перекресток В. Луферова»; 2) Перекрёсток имени Елены Фроловой в простран- стве песенной культуры. 9

Проведенная экспертная экспресс оценка 20 песен дуэта АкваЛибра, по теоретической модели «песенность бардов», показала, что: 1) 10 песен не име- ют отношения к «песенности бардов; 2) четыре песни имеют явный потенциал «быть лауреатом любого фестиваля песен бардов или авторской песни»; 3) одна песня имеет признак высокого уровня оригинальной песенности – «отлично»; 4) одна песня имеет признак «хорошо» – повторяет оригинальность уже извест- ной «песенности бардов». Это говорит о том, что дует находится в творческом поиске, но уже имеет свое оригинальное песенно-авторское лицо. Мы рекомендуем любителям песен послушать творческие находки дуэта т.к. среди них есть немало таких, которые можно причислить к хорошему уровню «песен бардов» и «современной автор- ской песни». 10

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы