Бардовская проблема профессионального высоцковедения

Расммотрена тема "Высоцкий-бард", которая есть барьерной проблемой современного профессионального Высоцковедения.
13
Просмотров
Исследования/Аналитика > Наука
Дата публикации: 2018-01-07
Страниц: 15

Бардовская проблема профессионального высоцковедения С.П. Орловский, г. Нюрнберг, 07.01.2028 Как и положено любому автору, перед тем, как вступить в обозначенную названием статьи тему, следует сообщить читателю причину, побудившую автора к написанию статьи. Ответ на этот вопрос маркирует несколько качеств будущего текста, помечая авторское реагирование в таких направлениях, как например: 1) уровень обязательности авторского письма; 2) сторожевое пространство авторского мировоззрения; 3) маркеры предполагаемых намерений. 1. Причина побуждения к письму. Ядро такой причины возникло после прочтения «критического обзора» В.А. Гаврикова1. У нас как раз шла активная подготовка к программе очередного вечера в честь дня рождения В.С. Высоцкого в русском центре г. Нюрнберга. Автор обзора взялся рассмотреть содержание Высоцковедения в русских диссертациях 2010-2014 годов. Таких диссертаций обнаружилось 35 штук и В.А. Гавриков, как мог, выразил свое критическое отношение к их содержанию. Нашему возмущению не было границ. Почему? - К тому было несколько очевидных причин, а именно: 1) Что такое Высоцковедение как наука? Надо определиться со структурой этой сферы (онтология, проблемное поле, веер исследовательских подходов), чтобы выстроить позицию «ученый критик»; 2) Не надо забывать, что речь идет о рассмотрении не просто поэта, а поющего поэта. Может быть, в существующем Высоцковедении, вообще нет инструментария для достоверного восприятия и изучения такой двойственности? 3) Неужели обозревающий не видит, что главный центр всех диссертационных работ – это только филология, где главным инструментом является «многостороннее комментирование», пусть даже с привлечением междисциплинарного поля науки, а не «сущностная теоретическая модель» настоящей фундаментальной науки? 1 Гавриков В.А. Обзор диссертационных исследований о творчестве Высоцкого 2010-2014 годов: критический анализ. 1


Когда возмущение поутихло, то сам собой возник смысловой посыл: «Если мы ругаем В.А. Гаврикова, то может нам самим восполнить его методологические упущения»? А надо то всего ничего – построить структуру Высоцковедения, устремленную к правдоподобному раскрытию темы, не говоря уже о фундаментально сущностном (идеальном) уровне такого раскрытия. Эта статья является дополнением уже написанной нами ранее статьи «Бардовский счет В.С. Высоцкого»2. 2. Становление профессионального Высоцковедения. В марте 1986 года была создана профессиональная комиссия по литературному наследию Высоцкого. Первые результаты профессиональной науки было публично заявлены в 1988 году, в Воронежском государственном университете, путем проведения комплексной конференции «Поэзия и правда Владимира Высоцкого»3. Здесь Воронежский университет заявил себя инициатором и первым центром профессионально научного созидания дискурса под название «профессиональное Высоцковедение», состоящего из трех разделов: 1) Литературоведение; 2) Театр и музыка; 3) Текстология. Отдельно раздела «бард» или «поэтическая песенность» не было. В 1991 года была издана первая литературоведческая монография «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (поэтическое наследие), написанная преподавателями Воронежского университета А. Скобелевым и С. Шауловым. Авторы, заявили об обнаружении оригинальной «поэтической системы поэта В.С. Высоцкого». В этом же году была опубликована и книга доктора филологии В. Новикова «В Союзе писателей не состоял… Писатель Владимир Высоцкий». Она констатирует многолинейность песенного пространства В.С. Высоцкого, вводит его в область «современная литература». Не жанр или субкультура, а – литература. 2 См. научно-культурологический сетевой журнал «Релга» №1 [239] 10.01.2012. 3 Бакин В.В. Статья «Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти». См. в Интернет. 2

К 1 сентября 1994 года в российских школах появились новые учебники по литературе, поэзию Высоцкого учащиеся будут изучать в одном ряду с творчеством А. Вознесенского, Д. Самойлова, А. Твардовского, И. Бродского. Здесь ряд широко известных его стихов-песен, как: «Если друг оказался вдруг…», «Слева бесы, справа бесы…», «Штормит весь вечер…», «Я не люблю». С 1997 года издается альманах «Мир Высоцкого», публикуют свои статьи известные высоцковеды, как: А. Крылов, В. Новиков, А. Кулагин, Н. Рудник и др. Можно принять, что к 2000-му году произошло становление ядра профессионального Высоцковедения – Высоцковедения как сектора современной науки, как некого генератора междисциплинарного поля научных идей и проблем. Например: 1) пять книг альманаха «Мир Высоцкого» показали размах и интенсивность изучения творчества поэта; 2) в этом же году культурный центр-музей им. Высоцкого в г. Москва организовал научную конференцию, на которой прозвучало около полусотни докладов 4. Россия была представлена от Калининграда до Тюмени и от Петербурга до Махачкалы. Приехали гости из Великобритании, Польши, Узбекистана, Украины. О Высоцком-актере почти не вспоминали, главным образом речь шла о Высоцком- поэте; 3) в этом же году, в Самаре прошла международная научно-практическая конференция «Владимир Высоцкий и песенная поэзия ХХ века». Через четыре года, в 2004, в Самаре состоялась вторая научная конференция «Владимир Высоцкий в контексте художественной культуры XX века». В докладах выступавшие раскрывали линии, например: 1) «секрет воздействия лирики Высоцкого»; 2) «художественную индивидуальность поэта»; 3) «связь творчества С. Есенина и Высоцкого». Если в работе первой такой конференции одиннадцать ученых России, то на вторую поступили заявки от сорока филологов и литературоведов, в том числе из Венгрии. За два дня 4 Там же делал доклад и известный бард А. Мирзаян. Но его доклад никто не заметил, в рабочем плане конференции он есть, а в обзоре ее докладов он даже не упомянут. 3


были прочитаны двадцать пять докладов, плюс еще пять поступили в письменном виде от тех, кто не сумел прибыть в Самару. Результатом конференции стал сборник статей, составленный из докладов, прозвучавших на ней. Коломенским педагогическим институтом, в 2005 году, тиражом 500 экземпляров выпущена книга доктора филологии А. В. Кулагина «Беседы о Высоцком (Книга для старшеклассников)». 2. Современная структура Высоцковедения. Такая структура – это, прежде всего, структура «метанаучной дисциплины» или междисциплинарного сектора науки с названием «Высоцковедение»5 – так обозначена сфера глубокого научного интереса к теме «Культурное наследие В.С. Высоцкого» в книгах, статьях, а также в поле людской коммуникации Интернет. В этой сфере происходят разные процессы, например: погружение в авторский мир, собирание содержательных единиц, опорная классификация авторского наследия, поиск исторических аналогий, идеация, выстраивание понятийной метапирамиды, культурно архивирование, позиционный регламент «классик». Не вызывает сомнения утверждение, что уже сегодня сформирован и опубликован объем материалов, достаточный для глубокого ознакомления с «авторским наследием В.С. Высоцкого» или «культурным следом В.С. Высоцкого». Все оформлено согласно действующих музейных норм и научного легендирования, где Высоцкий запечатлен и представлен для будущих поколений как многогранная творческая фигура, объединившая в себе целый ряд ярких качеств, таки как: актер театра и кино, поэт и бард, прозаик. Главный акцент здесь выставлен в направлении «поэт – классик русской поэзии ХХ века». На вопрос, что составляет ядро творческого наследия В.С. Высоцкого, наука отвечает – авторские поэтические тексты высокой поэтической пробы. Главным организатором культурно-исторического запечатления авторского наследия В.С. Высоцокого был государственный культурный центр имени В.С. Высоцкого в г. Москва, выполнивший современный регламент 5 Здесь можно указать на ряд синонимов: Высоцкология, Высоцкознание, Высоцколюбие. 4

профессиональной работы6 по достаточному и достоверному легендированию позиции «поэт – классик». Пытливый исследователь не может не заметить, что высоцковедение опирается в большей степени на литературоведение. Однако, достаточно ли такой опоры для точного понимания выбранной темы? Есть ли явные проблемы, которые не поддаются решению?- Мы ответим на эти вопросы чуть позже. 3. Базовая структура Высоцковедения. Любая наука может быть представлена, как «крестообразная соединенность» (см. рис. 1) четырех значимых секторов. Рис. 1. Крестовая схема секторной организации понятия «наука». Вряд ли кто-то будет возражать, что любая наука работает, как минимум, в двух рамках: 1) «программа познания»; 2) граница «знание-не знание». При этом, каждая рамка, в свою очередь, как минимум, имеет три сектора (см. рис. 2). 6 Подготовка и издание авторского многотомника, цикл направленных научных исследований, создание музея и др. 5

Рис. 2. Две рамки любой науки Соединим схемы рис. 1 и 2 в одну, наполнив их содержанием, соответствующим, по нашему мнению, современному состояния научно- исследова-тельского сектора Высоцковедение. Выполним такую деятельность в два шага. Результат первого шага показан на рис. 3, а второго – на рис. 4. Рис. 3. Современное состояние профессионального Высоцковедения (общий взгляд). Включены только рамки, помеченные затемненным кружком. 6

Рис. 4. Современное состояние профессионального Высоцковедения (глубокий взгляд). Все рамки включены. Рис. 5. Схема восприятия «факта» актором дискурса. 7

Рис. 6. Базовая схема рассмотрения результатов участника дискурса профессионального7 Высоцковедения. Схема рис. 4 превращается в базовую схему (см. рис. 6) рассмотрения результатов любого участника дискурса Высоцковедения, если прямо в нее добавить «схему восприятия факта» (см. рис. 5). 4. Проблема «Высоцкий – бард». Спросим себя: «Достиг ли мейнстрим профессионального Высоцковедения точного понимания пенного наследия В.С. Высоцкого?» - Нет, не достиг. Почему? - Участники профессионального мейнстрима не смогли добиться значимых результатов в понимании и выделении особенностей песенности В.С. Высоцкого. Песенное архивирование произошло, нормативно8 легендировано все песенное наследие. Но это только поле фактов, исходное множество для идеации. Выход на метауровень не произошел. А без него наука остается только в простейшей форме – натуральный учет и классификация. Что это такое? - Начальная норма науки, 7 «Песневедение Бардов» стало актором профессионального Высоцковедения с момента официального опубликования нашей книги: Орловский С.П. Сборник авторских статей по основам фундаментального песневедения, культурологии и натурфилософии песен. Под ред. Акад. пед. наук Е. А. Ямбурга. Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2016. - 162 с. - 500 экз. ISBN 978591084 0595. 8 Оригинальный текст, магнитофонная запись, филологический комментарий. 8

расчистка предметного поля и опредмечивание множество «объективный факт». Но где выход в метапозицию9? – Его нет, а значит – нет движения в сторону «фундаментальная наука». То есть, проблему «Высоцкий – бард» профессиональное Высоцковедение решить не может, а представляет ее историческому наблюдателю только, как: 1) поле отдельных песен, подразумевая, что каждая песня здесь неповторимо уникальна; 2) поле тематических секторов типа: юмор, лирика, военные песни, морские песни и т.п.; 3) песни Высоцкого – это песни особенного барда, не имеющего отношение к «кругу песен бардов». Такая искусственна и происходит от волюнтаристского желания ввести различение «профессиональное искусство-самодеятельность» 10. Мол, В.С. Высоцкий – бард, но стоящий в культуре отдельно от бардов из «круга бардов»11?! Уже отмеченная выше наша публикация вступает в конфронтацию с такой умозрительностью профессионального Высоцковедения; 4) песенность В.С. Высоцкого представлена как разнообразный комментарий содержания на основе литературных типов анализа, например: а) поэтический анализ; б) языковой анализ; в) анализ образности текста. То есть, позиция «Высоцкий – бард» получила литературное описания (внешний комментарий), сущностного же раскрытия песенности В.С. Высоцкого у ученых филологов не получилось. А значит, образовалась не 9 Уровень науки можно исчислять пирамидой метапозиций. Нормальная наука имеет не менее одного выхода, а добротная фундаментальная наука – целую лестницу таких выходов, две и более ступенек пирамиды метапозиций. 10 Да, В.С. Высоцкий неоднократно заявлял, что он не приемлет никакой самодеятельности. Но все же не раз упоминал как своих старших соратников в авторской песне, как: М. Анчаров, Б. Окуджава, А. Галич. А все эти люди входят в ядро феномена «круг бардов в русской культуре ХХ века». Потому мнение В.С. Высоцкого вряд ли можно принять сущностным суждением, оно служит выражение только эмоционального фона «я не из рядов самодеятельности». Так кинорежиссер А.А. Тарковский, на одной из встреч с кинозрителями, когда мы его спросили «Как вы относитесь к самодеятельной песне?», ответил: «Самодеятельность в любом виде не приемлю и не обращаю внимания в эту сторону». Просто человек ограничен своим профессионализмом и не понимает, о чем его спрашивают. 11 Мы не раз отмечали феномен «песни бардов», который возник во второй половины ХХ века в СССР. Такой феномен имеет ряд характеристик, например: 1) мощность репрезентативного (представительского) множества песен – примерно 19 500 песен от 350 авторов; 2) мощность референтного множества (достаточного по разнообразию песенности) – примерно 1000 от 350 авторов; 3) историческое место В.С. Высоцкого – номер 13; 4) песня бардов – это триединая песня (самодеятельная, бардовская, авторская-1). Тайна песен бардов в триединой синкретике песенных элементов. 9

разрешимая для Высоцкологии проблема «Высоцкий – бард». Это произошло по причине того, что филологический исследовательский подход не видит такое понятие как «песенность», которое открыто для изучения только в Песневедении. В частности, в «Песневедении Бардов» – комплексе теоретических моделей крыла «кардинальные теоретики песен бардов»12, принадлежащих «кругу современных бардов». Если ранее считалось что песня – это соединение трех элементов (текст, мелодия, исполнительская подача), то «песневедение бардов» предлагает добавить четвертый элемент «песенность». У бардов здесь свой тип песенности «бардовская песенность». Песня становиться «бардовской песней» если в ней соединены четыре элемента: 1) текст; 2) мелодия; 3) исполнительская подача; 4) бардовская песенность. «Бардовская песенность» – не тождественна учету таких уже известных понятий, как: исполнительский стиль или формат, жанр, субкультура. Многие пробовали подражать В.С. Высоцкому, исполняя его песни. Тщательно копировали13 «внешнюю сторону» песенного действия (ритм произнесения текст, темповый напор, громкость, призвуки гитарного аккомпанемента и др.), но не могли скопировать сущностную сторону песенного процесса – «процесс трансляции авторской натуры В.С. Высоцкого» или «авторскость песни» (авторский образ песни). Песенность уходила в авторскость и далее в особенности фундаментального процесса «не остановленное саморазвитие человека». А саморазвитие исполнителя песни литературоведение не изучает. Почему? Да потому, что оно имеет дело только с результатом творческого 12 Прежде всего, здесь отметились такие фигуры, как: А. Мирзаян, В. Ланцберг, П. Друпп, С. Орловский. 13 Это же относится и к песням таких известных бардов, как: Ю. Визбор, В. Туриянский, А. Мирзаян. Мы столкнулись с «обезьяной» во время озвучивания документального фильма на военную тематику. Нас попросили исполнить песню Ю. Визбора «Мы это дело разом увидали, как роте две поднявшись от земли … ». Когда шла запись песни, один из участников студии внимательно наблюдал за нами. Потом нам стало понятно почему. Это был профессиональный «кинопевец». В его задачу входило «правдоподобное копирование» живого источника песни. Фильм вышел с его вариантом озвучивания песни, с учетом задачи, поставленной ему режиссером фильма. Конечно, песенность Ю. Визбора была не идеальна, «обезьяна» только копировал внешнюю сторону, а не психическое состояние «бард», не погружаясь глубоко в русло «песенность бардов» и его специфику. 10

процесса, а не с самим процессом. Деятельность актора, подводящая к итоговому результату, не рассматривается не только филологией, но всем искусствознанием в целом, и потому не изучается должным образом. Изменение в исполнителе песни, в процессе исполнения песни, также не рассматривается. Это учитывает только «деятельностный исследовательский подход», связывающий процесс и результат в единое целое. Такой подход является обязательным элементов «Песневедения бардов». Более точное название такого песневедения – «Бардовское песневедения» (песневедения от бардов, песневедение круга бардов, песенное учение бардов). 5. От Высоцковедения к Высоцкологии14. В 1990 году воронежский универ издал научный сборник «В.С. Высоцкий: исследования и материалы». Однако, что в нем представлено «Высоцковедение» (комментированное наследие) или «Высоцкология» (аналитика фундаментальной науки)? - Скорее первое, чем второе. Читаем отмеченный сборник «…. поэтическое наследие Высоцкого составляет 655 песен и стихов, в которых было обнаружено более 2500 случаев употребления фразеологических оборотов15: пословиц и поговорок - 361, крылатых слов (или выражений) - 163, а также 47 образцов цитирования чужого текста и реминисценций, которые, безусловно, следует отнести к фразеологическому фонду». И что? Что с этим можно сделать? – Эта информация интересна в основном организаторам музейного фонда. Еще выдержка – «Исследователь В.А. Гавриков издал монографию, посвященую изучению русской песенной поэзии второй половины ХХ - начала XXI в., включающей в себя авторскую песню и рок-поэзию 16. Речь идет о специфике именно песенного бытования стихов. На фоне двух основных методологических моделей (1) литературоведение – опора на изучение письменного текста; 2) фольклористика – опора на изучение звучащего 14Термин В. Цыкало. Можно было бы сказать «Высоцкознание». 15См. например штудии известного Высоцковеда А.Е. Крылова. 16Гавриков ВА. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. 634 с. 500 экз. 11

текста), в монографии выстраивается третья модель «поэтико- синтетического (песенного) текста», располагаемая на стыке двух смыслов – порожденного словом и уточненного синтетической формой. Вслед за С.В. Свиридовым, автор монографии показывает, что ритмика, рифма, строфика в авторской песне и рок-поэзии уникальны, не совпадают с аналогичными явлениями в поэзии традиционной, «бумажной». Вскрыты, например, многочисленные артикуляционные приемы, придающие технике песенного стиха особый характер (вокализация сонорных, приспособление конечных гласных и проч.), показано сложное ритмическое своеобразие произведений, звучащих как верлибр (например, у Галича или Петра Мамонова)»17. Это только попытка придумать что-нибудь синтетическое новенькое, но мало удачное с нашей точки зрения. Читаем дальше материалы дискурса Высоцковедение – « … уникальный народный поэт, один за последние 1000 лет существования русского государства»18?! Как к этому относится? - Почему только поэт, а не поющий поэт? - Да потому, что филология видит только текст, а наибольшее количество текстов В.С. Высоцкого – это тексты песен. Их филология рассматривает только по отношению к уровню «поэтический текст». Отсюда и все усилия филологов к анализу песенных текстов В.С. Высоцкого как поэтических текстов. Но так ли это? Обязательно ли «текст песни» должен обладать качеством «быть поэтическим текстом»? Практика «круга бардов» говорит, что это не обязательное условие. Может В.С. Высоцкий тем и отличается от других бардов, что у него каждый песенный текст непременно обладает поэтическим качеством и не просто, а – «быть высококлассной поэзией, на уровне русской поэтической классики»? Ведь, именно такую заявку делает профессиональное Высоцковедение на научно-филологической основе? Достоверно ли такое утверждение? – Мы считаем, что главным приобретением культуры со стороны 17 Кулагин А.. Авторская песня: ПОВЕРХ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ. См. в Интрнет. 18Из прямой речи одного из докладчиков давней конференции Высоцковедов, на которой нам довелось побывать. 12

В.С. Высоцкого есть все же «особенная песенность В.С. Высоцкого» – уникальность качества песенной речи, превращающей даже простой рифмованный текст в «звучащую поэтическую речь» – поэтическую песенность. Но в профессиональной культуре нет позиции «бард-классик», но есть позиция «поэт-классик». Потому и была выбрана легендирующим Высоцковедением направленность на построение позиции «поэт-классик», а не «бард-классик». С целью сокращения усилий и сопротивления 19 профессиональной культуры, А жаль! Кругу бардов здесь проще, ему очевидно, что песенный феномен В.С. Высоцкого – это яркий бардовский феномен. Теперь вполне понятно почему Высоцкология «прошляпила» собственно «песенность», представив ее только как «выпевание стиха». Почему Высоцкология не вознесла хвалу «энергетического заряду» песенного наследия, увидев только соединенность «великий народный поэт» 20 и «великий артист». Но как заметил сын В.С. Высоцкого (директор музея В.С. Высоцкого) в интервью (2008 г.) активному польскому высоцковеду М. Цыбульскому 21 «это иллюзия, что Высоцкий полностью изучен». Нам хотелось бы подчернуть интересный аспект дискурса Высоцковедения, а именно то, что некоторые исследователи назвали как «песенная иконопись В.С. Высоцкого». Употребили аналогию «Высоцкий подобен иконописцу». Ведущий вектор такой аналогии – это путь пробуждения души человека от сна обыденности и устремленность к полноценности жизни человека, в самом высоком из возможных здесь смыслов. Нет, В.С. Высоцкий не был воцерковлен, он умер от болезни «наркотическая зависимость», пытаясь напрячь свои силы выше пределов сил человека. Не выдержал на рубеже 19 Например, известный русский поэт Е. Евтушенко не считает стихи В.С. Высоцкого чем-то культурно уникальным. Склоняется только перед его выразительной песенностью. 20 Интересны различения «поэт-народный поэт», «известный поэт-народный поэт», «выдающийся поэт-народный поэт», «классик-народный». 21 Следует отметить и венгерских высоцковедов Петера и Натали Вицаи, из Будапештского экономического института. Петер защитил диссертацию на тему «Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества Владимира Высоцкого)». 13

«человек творческий-человек биологический». Физическое тело не выдержало восходящего движения песенного дара. 6. Диссертационный массив Высоцковедения. Обратимся к содержанию так называемого «общего обзора высоцковедения»22. В 1990 г., в России, защищена первая диссертация, в заголовке которой упоминается имя В.С. Высоцкого. Это труд С.С. Бирюковой: «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде». К 2000 году вырисовывается магистральная линия отечественного высоцковедения – «воронежско-московская научная школа Высоцковедения». Такая «школа» сформировала некую «парадигму» (комплекс базовых принципов и правил) в изучении поэтики Высоцкого, которые должен принять во внимание каждый ученый, назвавший себя Высоцковедом. На сегодняшний день по творчеству В.С. Высоцкого в странах СНГ (бывшего СССР) защищено 35 диссертаций23. Только одна из них – уровня «докторская», принадлежит А.В. Кулагину. Тридцать одна диссертация имеет филологический шифр (преобладает код специальности 10.01.01- «русская литература» и код 10.02.01- «русский язык»), 3 диссертации – педагогические и 1 – искусствоведческая. Последние работы (2014 г.): 1) И.Н. Савчук «В.С. Высоцкий – герой документальных и художественных произведений»; 2) Калугина Л.В. «Поэзия Владимира Высоцкого и западноевропейская литература средневековья и возрождения: взаимодействие дискурсов и культурных кодов». 7. Дно советского общества. В движении «советского образа жизни» В.С. Высоцкий выглядел трубачом, подающим предостерегающие сигналы «все не так ребята». Он обращал внимание своих слушателей на такие темы, как например: 1) «уличная» и «лагерная» песня. Вершиной здесь была песня «Истопи ты мне баньку по белому»; 2) многоярусность «дна» общества строителей коммунизма: алкашей, тупых тружеников и др. Здесь можно назвать, 22 Гавриков В.А. Обзор диссертационных исследований о творчестве Высоцкого 2010-2014 годов: критический анализ. 23 В секторе науки «Авторская песня» уже защищено 98 диссертаций, из них 7 – докторские. 14

например, такие песни, как: «Считай по нашему», «Эй Вань, гляди»; 3) песни олицетворения – сравнивал свободу жизни людей и животных (волки, кони, дельфины). Выводил культурную норму антропометризма «качества жизни человека» – отношение к животным, диким и одомашненным. Вершиной здесь были песни: «Вдоль обрыва», «А у дельфина», «Рвусь из сил». 8. Песни В.С. Высоцкого в современной Германии. День рождения (25 января 2018 года) В.С. Высоцкого отмечается большим концертом «Своя коллея» в г. Дюсельдорф (Robert-Schumann-Saal) 9 февраля. Участвует сын Никита Владимирович Высоцкий и участники концерта «Своя коллея» из России. Сегодня, в Германии, песни В.С. Высоцкого, на немецком языке, исполняет профессиональный певец и музыкант Тино Айсбреннер. 15

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы