Контурно-акцентный графический образ песенного следа бардов

Предложен достаточно простой способ визуализации качества той или иной концертной программы по отношению к норме «Быть в русле авторской культуры пе-сен бардов». На круговую многолучевую когнитивную диаграмму выносится инфор-мация о числовой структуре использованного «списка песенных гнезд» в дух вар... больше
6
Просмотров
Исследования/Аналитика > Искусство
Дата публикации: 2016-12-12
Страниц: 22

Контурно-акцентный графический образ песенного следа бардов Автор: С. Орловский, г. Нюрнберг, 12.12.2016 Выполнив многолетний исследовательский цикл работ в направлении «Теория песен бардов» и построив оригинальную теоретическую модель «Авторская культу- ра песен бардов», мы вышли на тот уровень, когда культурный след выбранной те- мы можно представлять в виде простого и наглядного графического образа, назван- ного нами «культурно-акцентной картой». В истории «нашей песни» есть песенные фестивали, которые, по нашему мне- нию, можно назвать «веховыми фестивалями», дающими отсчет в подведении мас- штабных итогов песенного качества. Речь идет об ответе на вопросы типа: 1) Кон- статация. Мы включены в поток особенной песенной культуры? 2) Диагноз. Туда ли движемся в песнетворчестве, куда хотелось бы? 3) Анализ. В какой части всё так, а где не так? - Мы будем отвечать на эти вопросы из позиции «теоретик песен бар- дов». Представляется естественным, в качестве «веховых фестивалей» (реперных пунктов истории), выбрать всего четыре фестиваля из истории «нашей песни», а именно: 1) Фестиваль «бардовской песни» (1968 г., г. Новосибирск); 2) фестиваль самодеятельной песни «Гамбурский счет» (1979, Ульяновск); 3) фестиваль «самоде- ятельной песни» (1986 г., г. Саратов); 4) фестиваль «авторской песни» (1988 г., г. Таллин). Сами названия фестивалей показывают, что мы здесь имеем дело с исто- рической линией «бардовское→самодеятельное→авторское» и именно здесь мы хотели бы продемонстрировать читателю нашу оригинальную графическую интер- претацию «культурно-акцентная карта». Однако, в связи с тем, что доступ к архивам фестивалей № 1 и № 2 оказался затрудненным, то мы разбили нашу работу на три части. Сначала предлагается итог по оценке качества фестивалей № 3 и № 4, а потом, по мере получения доступа, оценка фестивалей № 1 и № 2, далее – выделение исторической линии изменения качества «нашей песни». § 1. Предлагаемый метод связи и способ его наглядной визуализации Понятие «наша песня». Базовым понятием или началом понятийного отсчёта будем считать ранее 1 введенное нами понятие «наша песня». Такая песня в прин- ципе триедина, не существует вне гармоничной связи трех песенных линий: «само- деятельная песня», «бардовская песня», «авторская песня-1» 2. Возникла, как фено- мен «взрыв песенного творчества не профессиональных авторов», в советской куль- туре второй половины 20 века. Львиная доля репрезентного (представительного) множества песен «нашей песни» создано ее авторами примерно в период примерно с 1949 года по 1977 год. Песенное гнездо и пространство его состояний. Пространство творческо- го потенциала таких песен можно описать, как пространство множества состояний «песенных гнезд» - строка из трех букв (не повторяющихся элементов множества: а, а, А, А, б, б, Б, Б, с, с, С, С.). Для практического удобства мы будем использовать только «песенные гнезда» с жирной любой буквой в центре, называя ее главным ак- центом и считая, что она указывает на принадлежность песни к одной из трёх песен- ных линий: а или А – авторская песня-1; б или Б – бардовская песня; с или С – са- модеятельная песня. Мы также не будем учитывать разницу положений букв слева См. наши статьи в сетевом научно-культурологическом журнале «Релга». 1 Не путать с понятие «авторская песня», широко используемом сегодня. 2 1


или справа от центра. То есть, умышленно ограничиваем количество возможных пе- сенных состояний до 84 – трижды повторенная половина количества повторений из 8 элементов по два (3 х [8 х 7 : 2] = 84). Равноакцентная песня. На такую песню указывает песенное гнездо, содер- жащее только жирные буквы одинаковой высоты. Очевидно, что здесь всего шесть состояний. Наша практика анализа песен показывает, что такие песни часто являют- ся «хоровыми песнями». Пространство состояний экспертных линий «нашей песни». Хотя «наша песня» и триедина, но содержит четыре экспертных линии, а именно: 1) «равноак- центная песня» (сокращенное обозначение «р») – 6 состояний; 2) «самодеятельная песня» – 26 состояний; 3) «бардовская песня» – 26 состояний; 4) «авторская песня- 1» – 26 состояний. Нормирование концертной программы песен. Такой процесс происходит в пяти символьной логике – одна из четырех экспертных линий «нашей песни» и сим- вол «в» (вне используемой классификации). То есть, все песни программы «приме- ряют» себя по отношению к свойству «принадлежать» к одной их экспертных линий «нашей песни» или «не принадлежать» к ним вообще. В итоге, концертная програм- ма представляется как множество песен, организованное по пяти направлениям (р, с, а, б, в) с подсчётом количества песен по каждому направлению. Графическая иллюстрация нормированной концертной программы. В качестве такой иллюстрации мы предлагаем выбрать известный тип изображения «когнитивная круговая диаграмма». Она будет, в общем случае, шестилучевой – к уже известным ранее пяти символам добавляется новый «п» – пограничная полоса «нашей песни». К такой полосе мы предлагаем относить и «слабые песни» – песни, в которых песенное гнездо имеет все малые буквы и, при этом, две боковые буквы являются не жирными. Шкалы масштаба лучей. Мы будем строить диаграммы двух типов: 1) по чис- лу песен. Масштаб шкал лучей выбирается относительно максимального количества песен из всех лучей. Лучи «п» и «в» имею шкалу, пропорциональную максимальному количеству песен; 2) по числу использованных состояний. Масштаб шкал лучей вы- бирается относительно максимума состояний песенного гнезда по данному лучу. § 2. Песенный фестиваль самодеятельной песни в г. Саратов В 1986 году, в конце сентября, в г. Саратове состоялся первый Всесоюзный фестиваль авторов и исполнителей самодеятельной песни. Впервые работали твор- ческие мастерские 3. Каждый участник был волен сам выбирать, где ему прослуши- ваться и что спеть, не сдавая заранее тексты песен. На вечерних концертах уже са- мим творческим руководителям приходилось подтверждать право оценивать и кри- тиковать других. Что пели почетные гости (члены жюри, руководители творческих мастерских)? – Вот, например, список песен4 одного из концертов (см. табл. 1). Таблица 1. Список участников и песен из концерта «почетных гостей фестива- ля». Отсортировано по колонке «центральный акцент песни». 3 Были организованы творческие мастерские (творческие семинары, творческие лаборатории) по ра- боте с молодыми авторами и исполнителями, например: 1) для авторов песен (Руководители – Б. Окуджава, В. Долина, В. Егоров, А. Мирзаян); 2) для композиторов песен (Руководитель – В. Берков- ский); 3) для исполнителей песен (Руководители – Т. и С. Никитины); 4) для организаторов и руково- дителей КСП. См. сайт http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?p=514995. Здесь и далее, список песен и их аудио- 4 записи взяты, использован архив с этого сайта. 2

Усл. Песенное Центральный Участник Название песен № гнездо акцент песни 1. Долина В. Челентано caб Авторская саб 2. Долина В. Когда б еще не спел. CAб Авторская 3. Долина В. А хочешь я выучусь шить Авторская 4. Егоров В. Друзья уходят САб Авторская 5. Егоров В. Как-то раз зашел я саб Авторская 6. Егоров В. Запомним этот май САБ Авторская 7. Медведенко А. Мелькaют спицы сАб Авторская аБс 8. Мирзаян А. Нынче ветренно АБс Бардовская аБс 9. Розенбаум А. С распаренных домов Бардовская 10. Розенбаум А. Глухари на токовище Бардовская 11. Розенбаум А. Когда наступает время АБС Бардовская 12. Окуджава Б.Ш. Если ворон в вышине АБС Бардовская 13. Шабанов В. Сколько нужно порывов асб Самодеятельная 14. Шабанов В. Как эта ночь асб Самодеятельная 15. Анс. «Надежды» К печи поленья поднеси АСБ Самодеятельная 16. Анс. Домино Эй, народ аСб Самодеятельная Ансамбль «Скай» Немые звезды аСб Самодеятельная асб 17. (Дихтер Дм. и К) 18. Бачурин Е. Было молодцу Самодеятельная 19. Берковский В. Мы ехали шагом асб Самодеятельная 20. Берковский В. Шyберт-Франц ACб Самодеятельная и К. 21. Берковский В. Персия-Персия; CAб Самодеятельная и К. 22. Брунов А. и Как спокойно (Ю. Ким) АСб Самодеятельная Богдановская Г. 23. Брунов А. и Ну да, а что... (Ю. Ким) аСб Самодеятельная Богдановская Г. 24. Вихорев В. Я бы сказал тебе аСб Самодеятельная 25. Дашкевич В. Ничего, ничего (Ю. Ким). АСб Самодеятельная 26. Дашкевич В. Все было (Ю. Ким) аСб Самодеятельная 27. Дашкевич В. Сегодня душа (Ю. Ким) аСб Самодеятельная 28. Крылов С. Чем нам тесней aсб Самодеятельная АСб 29. Крылов С. Кругом война аСб Самодеятельная 30. Ланцберг В. Я оставлю тебе Самодеятельная 31. Ланцберг В. Костер у подножья аСб Самодеятельная 32. Лорес Ю. Вот вилка падает аСб Самодеятельная аСб 33. Лорес Ю. Зов скрипки аСб Самодеятельная 34. Медведенко А. Дом на берегу реки Самодеятельная асб 35. Медведенко А. Спрыгну с резвого коня аСб Самодеятельная 36. Михалев И. Это же не служба Самодеятельная 37. Никитины С. и Т. Ты - мое дыхание (А. aCб Самодеятельная Якушева), 38. Никитины С. и Т. Так идет весёлый Дидель АСБ Самодеятельная (Э. Багрицкий) 39. Никитины С. и Т. Был и я мальчуган (Дм. асб Самодеятельная Сухарев). 3


Усл. Песенное Центральный аСб Участник Название песен № гнездо акцент песни 40. Окуджава Б.Ш. О Володе Высоцком Самодеятельная Над Волгой (А. Яшунская) асб 41. Федоров В. Туда где рощи аСб Самодеятельная 42. Федоров В. Самодеятельная Если нормировать информацию таблицы 1 понятием «наша песня», то мы по- лучим новую информацию в виде таблицы 2. Таблица 2. Содержание таблицы 1, нормированное понятием «наша песня» Авторская Бардовская Самодеятельная Равноакцентная Пограничная песня песня песня песня полоса аБс саб Гнездо Частота Гнездо Частота Гнездо Частота Гнездо Частота Гнездо Частота асб caб 2 2 ACб 2 АБС 2 1 CAб 2 АБс 1 aCб 3 АСБ 2 3 САБ 1 aсб 3 асб 2 сАб 1 CAб 1 аСб 2 аСб 9 АСб АСб 1 аСб 1 1 Всего 6 Всего 3 Всего 23 Всего 6 Всего 4 Использовано состояний песенного гнезда 4 15% 2 8% 10 38% 3 50% 2 67% Визуальным образом содержания таблицы 2 будут две пятилучевые когнитив- ные круговые диаграммы, показанные на рис. 1. А) по числу песен; Б) по числу использованных состояний; Рис. 1. Когнитивная диаграмма содержимого таблицы 1. 4

Теперь обратимся к заключительному концерту простых участников фестиваля, его программу описывает таблица 3. Выполнив нормирование этого содержания по нашей методике, получим содержание, показанное в таблице 4. Таблица 3. Список участников и песен заключительного фестиваля концерта. Отсортировано по именам участников. Усл. Песенное Центральный Участник Название песен № гнездо акцент песни саб Мне снится сон (по 1. Абельская Р. (Свердловск) мотивам А. и Б. Стру- Граница. Слабо вне гацких). Ансамбль «Алиса» (Запо- Поезд «Марсель- 2. вне рожье) Париж. вне «На далекой Амазон- Ансамбль «Алиса» (Запо- 3. ке» (В. Берковский - Р. вне рожье) вне Киплинг). Ансамбль «Ладушки» (Ха- Обезьяна живет на ли- вне вне 4. баровск) анах. Ансамбль «Мультики» (Че- В темном замке 5. вне лябинск) (А. Суханов). Ансамбль «Поиск» (Агапо- «Если верить, будто 6. ва Т., Ленарский Б., Соро- все вороны…» асб самодеятельная кин Дм. – Москва) (Л. Семаков). Переведи меня (С. Ни- 7. Ансамбль «Скай» (Москва) АБС бардовская китин – В. Коротич). Саб В сельском клубе Ансамбль «Три-один» (В. Берковский - Д. авторская саб 8. Самойлов). саб 9. Байрак В. (Винница) Две ведьмы. Граница. Слабо вне 10. Байрак В. (Винница) Ну, вот однажды. Граница.Слабо вне 11. Бурда Б. (Одесса) Не щадя гитар. Граница с КВН Давно б издохло б с вне 12. Бурда Б. (Одесса) Граница с КВН голоду. 13. Винарский В. (Киев) Я всегда танцевала. вне 14. Жук И. (Киев) Я – зеркало… САб авторская Захарченко Л. (Ростов на Не приснился мне. 15. САБ авторская Дону) Захарченко Л. (Ростов на Блаженно сердце. СБА бардовская Асб 16. Дону) Ветры спать ушли (М. Зозуля Ю. (Винница) самодеятельная саб 17. Цветаева). Иванченков И. (Усть- Я стоял. Граница. Слабо аСб → 18. Каменогорск) Иващенко А. и Г. Васильев Побоями учить (По- Граница. Новый аСб → 19. (Москва) священие фестивалю). стиль Иващенко А. и Г. Васильев Я робот Му043. Граница. Новый 20. (Москва) стиль 21. Каденко В. (Киев) Там теперь все не так. САб авторская вне 22. Качанова О. (Алма-Ата) Ты да я. сАб авторская 23. Кизяев А. (Кишинев) Ох, негритянка (Н. вне 5

саб Гильен). Огороды русские (Н. Абс 24. Кизяев А. (Кишинев) Граница. Слабо Рубцов). Саб 25. Коган Я. (Баку) Моя гитара птица. бардовская Копосовы А. и Т. (Ленин- Было когда-то 26. авторская град) (А. Перов). Лебедева Е. (Днепропет- «Песенка про гуашь» 27. САб авторская ровск) (В. Матвеева). 28. Лемыш А. (Киев) В граде Китеже. сАб авторская Этот город (В. Берков- 29. Ли И. (Новосибирск) ский – Ю. Левитан- сАб авторская ский). Матвеенко С. Вороненок. аСб самодеятельная аСб 30. (г. Новокузнецк) Мешавкин В. (Нижний Та- Перезжаю (М. Сипер). 31. самодеятельная гил) В Аркашиной кварти- 32. Муравьев В. (Казань) аСб самодеятельная ре (Ю. Визбор). Вдруг странный стих 33. Никитины С. и Т. (Москва) САб авторская (Д. Самойлов). Пока земля (Б. Окуд- 34. Никитины С. и Т. (Москва) АБС бардовская жава). «Милая моя» (Ю. Виз- 35. Никитины С. и Т. (Москва) АСБ самодеятельная бор). «На этом береге» (Ю. 36. Никитины С. и Т. (Москва) АСБ самодеятельная Мориц). «А все кончается» (В. 37. Никитины С. и Т. (Москва) АСБ самодеятельная Канер). асб К концу подходят лет- 38. Перевалов Г. (Свердловск) ние пути (Прощание с Граница. Слабо Барзовкой). Задворки московские 39. Слабиков Е. (Москва) Саб авторская (Ю. Самохин). Асб 40. Смирнов А. (Москва) По лесам. аСб самодеятельная И все равно мы дети 41. Степанов Л. (Москва) самодеятельная (Ю. Мориц). Федотова Е. и Н. Алексеева Набегают волны синие 42. аСб самодеятельная (Чебоксары) (Н. Матвеева). Мы вас ждем 43. Хомчик Г. (Москва) АБс бардовская (В. Высоцкий). Надежды маленький 44. Хомчик Г. (Москва) оркестрик (Б. Окуджа- АБС бардовская ва). 6

Таблица 4. Нормированное содержание таблицы 3. Где: «Гн» - песенное гнездо, «Чт» – частота повторения, «В» – вне классификации «наша песня», «нс» – новый стиль. Авторская Бардовская Самодеятельная Равноакцентная Пограничная В песня песня песня песня полоса Саб Абс Асб саб Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт 2 1 2 АБС 4 5 вне 6 аСб САб 4 АБс 1 аСб 4 асб 1 нс 2 асб сАб 3 1 АСБ 3 квн 2 Саб 1 1 САБ 1 Всего 10 Всего 2 Всего 8 Всего 9 Всего 9 Всего 6 Использовано состояний песенного гнезда 4 15% 2 8% 4 15% 4 67% 1 33% - 67% Визуальным образом содержания таблицы 4 будет шестилучевая когнитивная круговая диаграмма, показанная на рис. 2. А) по числу песен; Б) по числу использованных состояний; Рис. 2. Когнитивные диаграммы содержания таблицы 4. Участие в заключитель- ном концерте участников фестиваля и членов жюри (дуэта С. и Т. Никитиных) зна- чительно усилило линию «равноакцентные песни». Анализ качества фестиваля в г. Саратов. Теперь выполним сравнение ри- сунков 1 и 2, поместив их соответствующие части рядом друг с другом, как это пока- зано на рис. 3. Простое рассматривание рисунка 3, в части А), указывает на сильное отличие качества концертных программ почетных гостей и участников отобранных фести- вальным жюри для заключительного концерта. В чём эти различия? – Их несколько, а именно: 1) существенно разная концентрированность на песенных линиях «нашей песни», таких как: «авторская песня» и «равноакцентированная песня»; 2) в песни концертной программы участников попала не только «наша песня», но и ее погра- ничный слой, в котором обнаружены: а) слабые песни с претензией на «нашу пес- ню»; б) граница с КВН; в) песни линии «эстрадная песня»; г) новый песенный стиль. Можно считать, что остро заточенного фестиваля на песенную линию «самодея- тельная песня» не получилось. Причина? – Нам представляется, что это произошло 7

из-за высокой размытости понимания жюри фестиваля термина «самодеятельная песня», который был подменен парой понятий – от «не профессиональная самодея- тельность в области создания песен» до «любое яркое творчество в песенной фор- ме». Ни о каком следовании некой культурной линии «первоисточник → последова- тели» говорить не приходится. А ведь именно к такому следованию призывают тео- ретики песни, когда говорят о «заточенных фестивалях» 5. Какую линию поддержива- ет «наша песня»? – Спектр линий «Авторской культуры песен бардов» 6. Части А) рисунков 1 и 2. Части Б) рисунков 1 и 2. Рис. 3. Комплексный рисунок фестиваля в г. Саратов. Мы дали общую качественную оценку фестивалю по линии «источник-после- дователи» и не ставили себе цель детальной оценки качества работы фестивально- го жюри по отбору лауреатов фестиваля, каждый заинтересованный в данном нап- равлении может это проделать самостоятельно на основе содержания таблицы 3. О качестве выбора лауреатов фестиваля. Полная информация о лауреа- тах фестиваля нам не известна. Мы собрали её как смогли и вот, что получили : 1) по данным биографий участников сайта http://www.bards.ru: Г. Хомчик (лауреат в номинации «исполнитель песен», И. Жук (лауреат в номинации «автор песен», приз за лучшую поэзию), Е. Лебедева (лауреат в номинации «исполнитель песен»), Л. За- харченко (лауреат в номинации «автор песен», приз «гран при»), Б. Бурда (лауреат); 2) по информации из книги Л.В. Коронова «Диалоги о бардовском искусстве»: В. Байрак, дуэт Г. Васильев и А. Иващенко, дуэт Т. и А. Копосовы. Обратим наше внимание на содержание таблицы 3. Выполним с ее информа- цией следующие действия: 1) уберем информацию о тех участниках, которые по нашим оценкам показали уровень песенного качества «вне» и «граница (КВН, сла- бо)»; 2) уберем информацию о дуэте Никитиных, они не участники конкурса; 3) убе- рем информацию о тех участниках, в гнезде которых есть хоть одна малая и нежир- ная буква; 4) оставим упоминание фамилии участника только один раз, выбрав луч- ший его концертный номер; 5) отсортируем таблицу по колонке «центральный ак- цент песни»; 6) введем новую колонку «Гр.» (группа) и отметим строки одинаковым значением «песенное гнездо». При этом, вынеся в специальную группу: равноак- центные песни и песни нового стиля; 7) отсортируем содержание таблицы по колон- ке «Гр.». В итоге получим таблицу 5 – список возможных лауреатов фестиваля. Кого удостоить самой высокой оценке? – Тех, кто добился уровня качества «равноак- центная песня» и принадлежит к группе № 1. Кого следует специально отметить? – Тех, кто добился уровня качества «новый стиль» и принадлежит к группе № 2. Остальные группы требую отметки и соответствующего поощрения. Термин В.И. Ланцберга. 5 Именно такой культуре посвящено множество наших статей. 6 8

Таблица 5. Список возможных лауреатов фестиваля. Всего 14 позиций, из них: авторы песен (отмечены жирным шрифтом) – 9 позиций, 5 – исполнители песен. Усл. Песенное Центральный Участник Название песен Гр. № гнездо акцент песни Переведи меня Ансамбль «Скай» 1. (С. Никитин – В. АБС бардовская 1 (Москва) Коротич). Захарченко Л. (Ро- Блаженно серд- 2. СБА бардовская 1 стов на Дону) це. Надежды мале- 3. Хомчик Г. (Москва) нький оркестрик АБС бардовская 1 (Б. Окуджава). Ансамбль «Поиск» «Если верить, (Агапова Т., Ленар- будто все воро- 4. асб самодеятельная 1 ский Б., Сорокин Дм. – ны…» (Л. Сема- аСб → Москва) ков). Иващенко А. и Г. Ва- Граница. Новый 5. Я робот Му043. 2 сильев (Москва) стиль 6. Жук И. (Киев) Я – зеркало… САб авторская 3 Там теперь все 7. Каденко В. (Киев) САб авторская 3 не так. «Песенка про гу- Лебедева Е. (Днепро- 8. ашь» (В. Матве- САб авторская 3 петровск) ева). Качанова О. (Алма- 9. Ты да я. сАб авторская 4 Ата) 10. Лемыш А. (Киев) В граде Китеже. сАб авторская 4 Этот город (В. 11. Ли И. (Новосибирск) Берковский – Ю. сАб авторская 4 Левитанский). Матвеенко С. 12. Вороненок. аСб самодеятельная 5 (г. Новокузнецк) В Аркашиной 13. Муравьев В. (Казань) квартире (Ю. аСб самодеятельная 5 Визбор). 14. Смирнов А. (Москва) По лесам. аСб самодеятельная 5 Федотова Е. и Н. Набегают волны 15. Алексеева (Чебокса- синие (Н. Мат- аСб самодеятельная 5 Абс ры) веева). Моя гитара пти- 16. Коган Я. (Баку) бардовская 6 ца. Если сравнить наши результаты оценки песен участников фестиваля и ту часть, которая нам точно известна из истории фестиваля, то можно заметить отсут- ствие в нашем списке таких фамилий, как: Б. Бурда, В. Байрак, Т. и А. Копосовы. Что можно сказать здесь в оправдание жюри? – Дело в том, что нередко жюри опирается не только на собственно качество выступления номинанта в конкурсном концерте, но учитывает и его историю в песенном движении. Такие номинанты, как Б. Бурда и В. Байрак, широко известны как непременные создатели и поставщики смехового про- странства фестивалей и фестивальной чайханы. Дует Т. и А. Копосовы известны как 9

давние члены ленинградского клуба «Восток» и как добротные исполнители множе- ства песен. § 3. Песенный фестиваль авторской песни в г. Таллин Фестиваль «авторской песни» состоялся в начале октября 1988 года, в г. Тал- линн. Что пели почетные гости (члены жюри, руководители творческих мастерских)? – Вот, например (см. табл. 6)., список песен 7 двух концертов гостей. Таблица 6. Концерт гостей (Таллин, 06.10.1988) Песен- Централь- Усл. Участник Название песен ное ный акцент № гнездо песни 1. Капгер В. (Москва) В нерешительной позе СаБ авторская 2. Луферов В. (Москва) Маленький гений саб авторская Государь ты наш ба- Никитины Т. и С. 3. тюшка... (ст. А.К. Тол- сАБ авторская (Москва) стого); Ах, ну почему (М. Щер- авторская 4. Хомчик Г. (Москва) сАб баков); Распластался по земле Хомчик Г. (Москва) САб авторская СбА 5. (В. Матвеева); Это все не пустые сло- 6. Капгер В. (Москва) бардовская ва Сба 7. Капгер В. (Москва) Что мне в тебе аБс бардовская СбА 8. Капгер В. (Москва) Ты расскажи мне жена бардовская Июоьской ночью я си- 9. Капгер В. (Москва) бардовская дел Как наш двор ни оби- 10. Луферов В. (Москва) жали... (ст. Б. Окуджа- СБа бардовская вы) 11. Луферов В. (Москва) Приходите, приходите СБА бардовская Ну зравствуй солнцем 12. Луферов В. (Москва) Сба бардовская залитый перон 13. Луферов В. (Москва) В колодезный квадрат СБа бардовская 14. Луферов В. (Москва) Нет я не из тех СБа бардовская 15. Луферов В. (Москва) В день по шедевру сБа бардовская Митяев О. (Челябинск) 16. По приказу мы стреляли Сба бардовская и К. Тарасов (Москва) Так случилось мужчины 17. Хомчик Г. (Москва) АБс бардовская ушли (В. Высоцкий); По тихой длинной (Ю. самодеятель- 18. Брунов А. (Москва) аСб Визбор) ная Тост за Женьку (Ю. самодеятель- 19. Брунов А. (Москва) аСб Визбор) ная Свеча нарисовала на самодеятель- 20. Вахнюк Б. (Москва) асб стене... ная Список песен и их аудиоcзаписи взяты с сайта http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?p=514995. 7 10

Песен- Централь- Усл. Участник Название песен ное ный акцент № АСб гнездо песни Девять месяцев, осе- самодеятель- Капгер В. (Москва) АСб 21. ней, лет ная Сияет, сверкает, ис- самодеятель- 22. Капгер В. (Москва) крится ная Накатывает медленно самодеятель- 23. Луферов В. (Москва) аСб ная Митяев О. (Челябинск) Снова гость к моей самодеятель- 24. аСб и К. Тарасов (Москва) ная Митяев О. (Челябинск) Я хочу скорей заснуть самодеятель- 25. аСб и К. Тарасов (Москва) ная Митяев О. (Челябинск) Мой отец самодеятель- 26. аСб и К. Тарасов (Москва) ная Митяев О. (Челябинск) самодеятель- 27. Самая любимая песня аСб и К.Тарасов (Москва) ная Митяев О. (Челябинск) самодеятель- 28. Строительные краны аСб и К.Тарасов (Москва) ная На старой кобыле (па- самодеятель- 29. Михалёв И. (Москва) асб родия) ная Из губ гитары (пародия) самодеятель- 30. Михалёв И. (Москва) аСб ная Соловьи на токовище самодеятель- 31. Михалёв И. (Москва) аСб (пародия) ная Ну вот опять (оратория) самодеятель- 32. Михалёв И. (Москва) аСб ная У судьбы не проси самодеятель- 33. Михалёв И. (Москва) аСБ ная АСб Там, за рекою, лошади самодеятель- Никитины Т. и С. 34. бредут... (ст. Г. Шпали- ная (Москва) АСб кова). Никитины Т. и С. Два дерева в саду (ст. самодеятель- 35. (Москва) Ю. Мориц); ная АСб И осень, которая вдруг самодеятель- Никитины Т. и С. 36. началась... (ст. Д. Са- ная (Москва) мойлова); АСб Вдруг странный стих во самодеятель- Никитины Т. и С. 37. мне родится... (ст. Д. ная (Москва) Самойлова); Никитины Т. и С. В Москве есть переулок самодеятель- 38. аСб (Москва) (ст. В. Миляева); ная Никитины Т. и С. Повсюду торжество (ст. самодеятель- 39. аСб (Москва) В. Курочкина); ная Никитины Т. и С. В голодном городке (ст. самодеятель- 40. аСб (Москва) А. Володина); ная Во Франции неважные самодеятель- Никитины Т. и С. 41. дела... (ст. А. Володи- аСб ная (Москва) на); Никитины Т. и С. Когда еще был я (ст. У. самодеятель- 42. аСБ (Москва) Шекспира, пер. Д. Са- ная 11

Песен- Централь- Усл. Участник Название песен ное ный акцент № гнездо песни мойлова). трио 'НОРИЛЬСК' (Но- На Ваганьково горят (А. самодеятель- 43. асб рильск) Городницкий). ная трио 'НОРИЛЬСК' (Но- Летають мухи низко самодеятель- аСб АСб 44. рильск) (ИВАСИ) ная Щурясь от солнца (В. самодеятель- 45. Хомчик Г. (Москва) Егоров); ная Если нормировать эту концертную программу понятием «наша песня», то мы можно получить карту концертной программы в виде таблицы 7. Таблица 7. Содержание таблицы 6, нормированное понятием «наша песня». Авторская Бардовская Самодеятельная песня Равноакцентная песня песня песня Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт СбА СаБ 1 аБс 2 аСб 5 асб 1 Сба АСб саб 1 2 асб 2 сАБ 1 1 5 сАб 1 СБа 3 аСб 8 АСб САб 1 СБА 1 аСБ 1 Сба 1 2 аСб 3 аСБ 1 Всего 5 Всего 10 Всего 27 Всего 1 Использовано состояний песенного гнезда 5 19% 6 23% 8 31% 1 17% Визуальным образом содержания таблицы 7 будет четырёхлучевая когнитив- ная круговая диаграмма, показанная на рис. 4. А) по числу песен; Б) по числу использованных состояний; Рис. 4. Когнитивные диаграммы содержимого таблицы 6. 12

Теперь обратимся к программе конкурсного концерта, которая показана в таб- лице 8. Таблица 8. Конкурсный концерт (г. Таллин, 07.10.1988) Усл. Песенное Центральный Участник Название песен № гнездо акцент песни Опять по лестнице 1. Алексеев С. (Ленинград) ладов уходят паль- Саб авторская цы в эту песню... А в море плавают авторская 2. анс. 'Балаган' (Кострома) сАб (М. Щербаков) Не знаю, может ге- авторская Иванченко И. (Усть- 3. ний он (ст. И. Фоня- сАб Каменогорск) кова) Кем полосонька твоя авторская 4. Иванченко С. (Сызрань) сАб (ст. М. Цветаевой) На снегу (ст. П. Ве- авторская Иванченко С. (Сызрань) сАб Саб 5. гина) Уходи. Вот порог и авторская Саб 6. Казанцева Е. (Минск) дверь саб 7. Казанцева Е. (Минск) Проходят годы авторская 8. Козлов В. (Алма-Ата) Рыжий авторская Саб 9. Козлов В. (Алма-Ата) Уеду я саб авторская Романс (ст. М. Тер- авторская 10. Култаева М. (Таллин) ман, муз. А. Яркман) Луньков И. и А. Кукуев Меня никто не слы- авторская Саб Саб 11. (Москва) шит (авт. А. Иванов) Тихо вдоль асфаль- авторская 12. Макаров В. (Пенза) товых дорожек Не здесь, на облом- авторская 13. Позен Л. (Киев) ках (ст. И. Эренбур- сАб га) Милый мальчик (ст. авторская 14. Позен Л. (Киев) сАб саб Н. Гумилёва) Парад на главной авторская 15. Строцев Д. (Минск) саб (посв. А. Галичу) Я не приду на пти- авторская 16. Строцев Д. (Минск) чью перекличку Плывет в тоске (ст. авторская 17. Фролова Е. (Рига) САб И. Бродского) На Карловом мосту авторская 18. Фролова Е. (Рига) САб (ст. И. Бродского) Погиб ли тот фрегат авторская 19. Чен И. (Горький) Саб абС (А. Иващенко) Пулей камешки раз- 20. Вайнер А. (Москва) бардовская можжены Впереди колоны ( бардовская 21. Гагин В. (Воркута) абС Абс авт. М. Анчаров) Голобородько Д. (Харь- Когда пред сильны- бардовская 22. ков) ми дрожат... 13

Абс Голобородько Д. (Харь- Смойте притерпев- бардовская 23. ков) шийся грим 24. Ежов В. (Феодосия) Мы с тобою отец абС бардовская 25. Ежов В. (Феодосия) Так уж вышло абС бардовская То ли время винова- бардовская 26. Зайц И. (Ленинград) абС то Бока весенним вет- бардовская АбС 27. Зайц И. (Ленинград) абС ром веселя АбС 28. Коган Я. (Баку) Жила моя душа бардовская 29. Коган Я. (Баку) Так вам интересно бардовская Матвеенко С. (Новокуз- Снова свою песню бардовская 30. абС нецк) Ни поэзия, ни кро- бардовская 31. Растаев Д. (Бобруйск) абС вать Спрашивает маль- бардовская 32. Старцев П. (Челябинск) абС чик (авт. А. Галич) Памяти Б.Л. Па- бардовская 33. Старцев П. (Челябинск) стернака (авт. А. Га- абС лич) 34. Шмаков О. (Баку) Как всегда абС бардовская анс. 'Мультики' (Челя- Кто, кто 35. вне вне бинск) Ночь на Ивана Ку- 36. Пархомчук З. (Гомель) палу (ст. Б. Соснов- вне вне ской) Перевалов Г. и А. Соро- Я сегодня (ст. Е. 37. вне вне кин (Свердловск) Ройзмана) 38. Гагин В. (Воркута) Ой, тундра моя аСб самодеятельная Прощай, двадцатая 39. Алексеев С. (Ленинград) аСб самодеятельная квартира 40. анс. 'Балаган' (Кострома) Коллаж аСб самодеятельная Таллинский рассвет самодеятельная 41. анс. 'Блики' (Ярославль) (на ст. эстонских по- асб этов) анс. 'Большой секрет' От Бастильи (Л. Се- самодеятельная 42. аСб (Одесса) маков) анс. 'Большой секрет' Инженеры идут самодеятельная асб АСб 43. (Одесса) анс. Е. Матвеева Грязь коростой (ст. самодеятельная 44. (Пермь) Р. Киплинга) анс. Е. Матвеева Давайте я спою вам самодеятельная 45. аСб (Пермь) (ст. В. Высоцкого) Когда мы были пти- самодеятельная 46. анс. 'Зонтики' (Рига) цами с тобою (ст. Р. асб Александровой) Сколько я должен самодеятельная 47. анс. 'Зонтики' (Рига) страдать... (ст. М. асб Пацхишвили) Ангелы опальные самодеятельная 48. анс. 'Канон' (Москва) (ст. К. Бальмонта, Асб муз. С. Канашенко) 14

Чутко горы (ст. Ю. самодеятельная 49. анс. ЛЭТИ (Ленинград) Визбор, муз. А. аСб Цфасман) Вот тебе горы (ст. самодеятельная 50. анс. ЛЭТИ (Ленинград) Ю. Визбор, муз. аСб Т.Хач) аСб Ох уж эти из ларца... самодеятельная 51. анс. 'Миг' (Брест) (ст. А. Файнберг, муз. А. Панасюк) анс. 'Мультики' (Челя- На златом крыльце самодеятельная 52. аСб бинск) сидели Снова я (ст. А. Тар- самодеятельная Балашова И. (Комсо- 53. ковский, муз. Н. АСб мольск-на-Амуре) Якимов) Балашова И. (Комсо- Три сестры (А. Бу- самодеятельная АСб АСб 54. мольск-на-Амуре) латинцев) Все лето плохая (ст. самодеятельная 55. Бикчентаев Д. (Казань) АСб Г. Шпаликова) Дождь на улице (ст. самодеятельная 56. Бикчентаев Д. (Казань) Ю. Мориц) Боханцев С. (Сверд- На севера самодеятельная 57. аСб ловск) Боханцев С. (Сверд- А Василий Иванович самодеятельная асб асб 58. ловск) Молча, не спеша, самодеятельная 59. Ягодин А. (Курск) переступлю порог... В ночь по тёмным самодеятельная 60. Гордон Б. (Чебоксары) аСб перегонам У проходной завода самодеятельная 61. Гордон Б. (Чебоксары) ГАЗ играл приёмник аСб чуждый джаз Данилов С. и А. Гейнц Мой флот из двух самодеятельная 62. аСб (Ленинград) Данилов С. и А. Гейнц Нам никогда самодеятельная 63. аСб (Ленинград) 64. Енин С. (Заравшан) Органист аСб самодеятельная Ибрагимов И. (Красно- Как живется (ст. И. самодеятельная 65. аСб ярск) Кабака) Ибрагимов И. (Красно- Рады иль не рады самодеятельная 66. аСБ ярск) (ст. И. Кабака) Иванченко И. (Усть- Я встретил (ст. А. самодеятельная аСб асб 67. Каменогорск) Жидиано) Я сижу в своем рай- самодеятельная 68. Кадол Н. (Минск) асб оне Я иду в военной самодеятельная 69. Кадол Н. (Минск) Асб форме Крючков А. и Н. Дудкина Мой друг (ст. В. Не- самодеятельная АСб 70. (Москва) - винной) Плыть (ст. Н. Руб- самодеятельная 71. Култаева М. (Таллин) цов, муз. А. Иванов) 72. Кульсариев Н. (Алма- Снятся лошади (Л. аСб самодеятельная 15

Ата) Семаков) АСб Сильней чем плачь самодеятельная Лебедева Е. (Днепро- 73. (ст. К. Библа, муз. В. петровск) Матвеева) АСб Пожалуйста возьми самодеятельная Лебедева Е. (Днепро- 74. меня (авт. В. Матве- петровск) ева) Логвинова Е. и А. Кли- Не ищи меня (авт. В. самодеятельная 75. аСб машевская (Иркутск) Матвеева) Логвинова Е. и А. Кли- В двенадцать часов самодеятельная 76. аСб машевская (Иркутск) ( авт. В. Фёдоров) Во мраке вьюга (ст. самодеятельная Луньков И. и А. Кукуев 77. Н. Рубцов, муз. Е. аСб (Москва) Матвеев) Один укол (ст. В. самодеятельная 78. Макаров В. (Пенза) асб Берестова) 79. Марынкин А. (Алма-Ата) В созвездии аСб самодеятельная 80. Мерман М. (Минск) Добро тому кого аСб самодеятельная Эхом дружеских пе- самодеятельная 81. Миронов А. (Саянск) асб сен Все живут (А. Хиж- самодеятельная 82. Миронов А. (Саянск) асб няк) 83. Мордберг Л. (Ленинград) Сегодня улицы аСб самодеятельная асб 84. Мордберг Л. (Ленинград) Бывает так аСб самодеятельная Хорошо много пить самодеятельная 85. Офицеров А. (Баку) асб не пьянея Я пришел не на по- самодеятельная 86. Офицеров А. (Баку) стой Панюшкин Ю. (Тольятти) Уходит к морю самодеятельная 87. асб и А. Исаев (Куйбышев) Панюшкин Ю. (Тольятти) Не ходите никуда самодеятельная асб асб 88. и А. Исаев (Куйбышев) Перевалов Г. и А. Соро- На харчевне (ст. А. самодеятельная асб 89. кин (Свердловск) Ерёменко) Здравствуй, мы не- самодеятельная 90. Расова Е. (Сыктывкар) асб знакомы... В этой богом забы- самодеятельная Асб 91. Расова Е. (Сыктывкар) той республике... Асб 92. Сельц Е. (Томск) Где Сена и Рона самодеятельная 93. Сельц Е. (Томск) Когда мы в Россию самодеятельная Соколова Т.-Е. Савиц- На скрипке, увы, не самодеятельная 94. кая-В. Федосов (Фрунзе) играю... аСб - 95. Шмаков О. (Баку) Под навесом старик аСб самодеятельная Если нормировать концертную программу таблицы 8 понятием «наша песня», то мы можно получить карту концертной программы в виде таблицы 9. 16

Таблица 9. Содержание таблицы 8, нормированное понятием «наша песня». Авторская Бардовская Самодеятельная Равноакцентная Пограничная В песня песня песня песня полоса абС 3 саб Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт Гн Чт асб асб саб 1 1 асб 4 асб 3 вне 3 сАб 3 абС 6 2 9 Абс сАб 3 абС 4 аСб 14 Саб АбС аСб Саб 2 2 аСб 9 5 2 1 САб 2 аСб 3 аСБ 1 Асб Асб 1 Асб 2 1 АСб АСб 2 АСб 4 2 Всего 16 Всего 15 Всего 46 Всего 3 Всего 12 Всего 3 Использовано состояний песенного гнезда 6 23% 5 19% 13 50% 1 17% 2 67% - 7% Визуальным образом содержания таблицы 9 будет шестилучевая когнитивная круговая диаграмма, показанная на рис. 5. Для выполнения сравнения когнитивных диаграмм поставим их на одном ри- сунке рядом, как это показано на рис. 6. А) по числу песен; Б) по числу использованных состояний; Рис. 5. Когнитивные диаграммы содержимого таблицы 8. Простое рассматривание рисунка 6 в части А) и Б), указывает на сильное подо- бие качества концертных программ почетных гостей и участников конкурсного кон- церта фестиваля. Основная заточенность на «самодеятельную песню» совпадает, 17

при небольшом отклонении от этой линии. Можно даже сказать о следовании исто- рии вдоль некой культурной линии «первоисточник → последователи». Мы, как и ранее, дали общую качественную оценку фестивалю по линии «ис- точник-последователи» и не ставили себе цель детальной оценки качества работы фестивального жюри по отбору лауреатов фестиваля, каждый заинтересованный в данном направлении может это проделать самостоятельно на основе содержания таблицы 3 и указания на список лауреатов этого фестиваля. Части А) рисунков 4 и 5. Части Б) рисунков 4 и 5. Рис. 6. Комплексный рисунок фестиваля в г. Таллин. О качестве выбора лауреатов фестиваля. В этом случае наш анализ, ин- формации таблицы 8 будет другим по алгоритму достижения конечного результата, это было ранее в § 2. В чем различие? – В количестве участников. Анализ нужно проводить не в целом, а по разным группам целого. Наша теоретическая модель по- казывает, что таких групп может быть не менее 4-х: 1) равноакцентное, 2) бардов- ское, 3) самодеятельное, 4) авторское. Далее нужно использовать содержание таблицы 9, позволяющие пронормиро- вать каждую из выбранных групп с целью выстроить цепочку из 6 элементов (места с 1 по 3 в двух номинациях «автор песен» и «исполнитель песен». После выполнения обозначенной работы можно получить итог, представлен- ный содержанием таблиц 10-13. Здесь собрано 30 позиций с возможной отметкой «лауреат фестиваля». Однако, в эти позиции подают только 6 номинантов из списка действительных лауреатов фестиваля и сюда не попали 8 действительных 8 лауре- тов, а именно: Елена Казанцева, Николай Кадол, Вадим Козлов, Вячеслав Макаров, Елена Кабакова и Николай Воробьев, Андрей Крючков, Геннадий Перевалов. То есть, 8 из 14 (57%) лауреатов выступили на конкурсном концерте не лучше других участников, но попали в список лауреатов. Как же тогда оценивать качество работы жюри и что это за конкурс со скрытой стороной оценки? Таблица 10. Предполагаемые лауреаты группы «равноакцентная песня». Жир- ным шрифтом выделен исторически состоявшийся лауреат. Сокращение «Ном.» происходит от слова «номинация». Усл. Песенное Центральный Место Участник Название песен Ном. № гнездо акцент песни анс. «Боль- Инженеры идут 1 1. асб самодеятельная Авт. шой секрет» Причину попадания в список лауреатов мы можем, как и раньше, объяснить не собственно каче- 8 ством выступления на конкурсном концерте, а и тем, что жюри учитывает «песенную историю» номи- нанта. 18

Усл. Песенное Центральный Место Участник Название песен Ном. № гнездо акцент песни (Одесса) Боханцев С. А Василий Ива- 1 2. асб самодеятельная Авт. (Свердловск) нович Панюшкин Ю. Уходит к морю 1 (Тольятти) и 3. асб самодеятельная Авт. А. Исаев (Куйбышев) Таблица 11. Предполагаемые лауреаты группы «бардовская песня». Усл. Песенное Центральный АбС Участник Название песен Ном. Место № гнездо акцент песни 1. Коган Я. (Баку) Жила моя душа бардовская Авт. 1 Зайц И. (Ле- То ли время ви- абС бардовская Авт. абС 2. 2 нинград) новато Вайнер А. Пулей камешки 3. бардовская Авт. 3 (Москва) разможжены Матвеенко С. Снова свою пес- 4. абС бардовская Авт. 3 (Новокузнецк) ню Гагин В. (Вор- Впереди колоны 5. абС бардовская Исп. 1 кута) (авт. М. Анчаров) Памяти Б.Л. Па- Старцев П. 6. стернака (авт. А. абС бардовская Исп. 2 (Челябинск) Галич) Таблица 12 . Предполагаемые лауреаты группы «самодеятельная песня». Жирным шрифтом выделен исторически состоявшийся лауреат. Усл. Песен- Централь- Мес- № Участник Название песен ное ный акцент Ном. то гнездо песни Ибрагимов И. Рады иль не ра- самодеятель- аСБ Авт. АСб 1. 1 (Красноярск) ды (ст. И. Кабака) ная анс. Е. Матве- Грязь коростой самодеятель- 2. Авт. 2 ева (Пермь) (ст. Р. Киплинга) ная АСб Все лето плохая Бикчентаев самодеятель- 3. (ст. Г. Шпалико- Авт. 2 Д. (Казань) ная ва) Алексеев С. Прощай, двадца- самодеятель- 4. аСб Авт. 3 (Ленинград) тая квартира ная Боханцев С. На севера самодеятель- 5. аСб Авт. 3 (Свердловск) ная Гагин В. (Вор- Ой, тундра моя самодеятель- 6. аСб Авт. 3 кута) ная Гордон Б. В ночь по тём- самодеятель- 7. аСб Авт. 3 (Чебоксары) ным перегонам ная 8. Енин С. (За- Органист аСб самодеятель- Авт. 3 19

Усл. Песен- Централь- Мес- № Участник Название песен ное ный акцент Ном. то гнездо песни равшан) ная Марынкин А. В созвездии самодеятель- 9. аСб Авт. 3 (Алма-Ата) ная Мерман М. Добро тому кого самодеятель- 10. аСб Авт. 3 (Минск) ная Мордберг Л. Сегодня улицы самодеятель- 11. аСб Авт. 3 (Ленинград) ная Соколова Т.-Е. На скрипке, увы, Савицкая-В. не играю... самодеятель- 12. аСб Авт. 3 Федосов ная (Фрунзе) - Балашова И. Снова я (ст. А. самодеятель- 13. (Комсомольск- Тарковский, муз. АСб Исп. 1 ная на-Амуре) Н. Якимов) АСб Сильней чем Лебедева Е. плачь (ст. К. самодеятель- 14. (Днепропет- Исп. 2 Библа, муз. В. ная ровск) Матвеева) анс. «Боль- От Бастильи (Л. самодеятель- 15. шой секрет» Семаков) аСб Исп. 3 ная (Одесса) Логвинова Е. и В двенадцать ча- самодеятель- 16. А. Климашев- сов ( авт. В. Фё- аСб Исп. 3 ная ская (Иркутск) доров) Таблица 13 . Предполагаемые лауреаты группы «авторская песня». В номина- ции «исполнитель» лауреатов нет. Жирным шрифтом выделен исторически состо- явшийся лауреат. Централь- Песен- Усл. ный ак- Мес- Участник Название песен ное Ном. № цент пес- то гнездо ни Фролова Е. (Ри- Плывет в тоске (ст. 1. САб авторская Авт. 1 га) И. Бродского) Иванченко И. Не знаю, может ге- 2. (Усть-Камено- ний он (ст. И. Фо- сАб авторская Авт. 2 горск) някова) Кем полосонька Иванченко С. 3. твоя (ст. М. Цвета- сАб авторская Авт. 2 (Сызрань) евой) Опять по лестнице Алексеев С. (Ле- ладов уходят 4. Саб авторская Авт. 3 нинград) пальцы в эту пес- ню... Не здесь, на об- 5. Позен Л. (Киев) сАб авторская Авт. 3 ломках (ст. И. 20

Эренбурга) § 4. «Заточенный фестиваль»? В завершении этой не маленькой аналитической статьи хотелось бы уточнить понятие «заточенный фестиваль». Наше прямое общение с автором этого термина В.И. Ланцбергом показало, что он имеет в виду не какой-то заостренный фестиваль, а - «заточенный на развитие жанра «моя песня» 9». Введенное нами понятие «наша песня» не тождественно понятию «моя песня», имеет отношение не к жанру, а к уровню «культура» и позиционирует себя как носи- тель оригинального содержания «Авторская культура песен бардов». Что должен делать любой исполнитель «нашей песни»? – Он должен в каждой песне исполнять «Авторскую культуру песен бардов». Пространство такой культуры сегодня не ис- черпано полностью. Уже известные лидеры песни здесь исчерпали не все потенци- ально возможные состояния. Куда направлен творческий поиск? – На исчерпание всех возможных состояний песенного пространства. Вот вам и пространство пони- мания «заточенности» фестиваля «нашей песни». Уже известные выдающиеся авторы песен «заточили» свой песенный вектор, указав примеры использования песенных состояний, но эксперимент не закончен и не закрыт. Указан песенный вход в процесс «не остановленное саморазвитие чело- века». Именно те, кто назвал себя «теоретик песни» могут указать вехи такого, про- цесса. Вряд ли можно направленно сформировать фестиваль «заточенный на раз- витийную цель», не используя модели теоретической умозрительности. Сколько типов «заточенных фестивалей» можно назвать? – Их можно класси- фицировать по графическому виду целевой «когнитивной круговой диаграммы» кон- церта членов жюри и почетных гостей фестиваля. Таких видов, как минимум, пять, а именно: 1) равноакцентная песня. Рисунок вытянут вдоль луча «равноакцентное»; 2) бардовская песня. Рисунок вытянут вдоль луча «бардовское»; 3) самодеятельная песня. Рисунок вытянут вдоль луча «самодеятельное»; 4) авторская песня-1. Рису- нок вытянут вдоль луча «авторская песня-1»; 4) песенное разнообразие. Рисунок имеет форму близкую к кругу – растянут по всем лучам. Согласно такой классифика- ции, можно констатировать, что: 1) всесоюзный песенный фестиваль в г. Саратове, называясь «фестивалем самодятельной песни», является всё же (см. рис. 2) фе- стивалем, «заточенным» на песенное разнообразие; 2) всесоюзный же песенный фестиваль в г. Таллине, называясь «фестивалем авторской песни», является всё же (см. рис. 4) фестивалем, «заточенным» на «самодеятельную песню». Конечно, судит о том, получилась ли та или иная направленность «заточки», можно по уровню совпадения образов когнитивных диаграмм трех концертных про- грамм: 1) программа членов жюри и почетных гостей; 2) конкурсный концерт участ- ников фестиваля; 3) заключительный концерт лауреатов фестиваля. Здесь можно отметить, что фестиваль в г. Таллин был более точен по совпадению цели и итога, чем фестиваль в г. Саратов. Естественно, что по теме «Модели заточенных фестивалей песни» надо писать специальную аналитическую статью. Полноценно и конструктивно это может сде- лать только тот, кто смотрит на тему из позиции «теоретик песен», существенно дру- гой, чем широко и часто используемые в песенной теме позиции: журналист, писа- тель, любитель. Резюме Тихая песня, разговор по душам, смысловая песня, поэтически собранная песня. 9 21

Предложен достаточно простой способ визуализации качества той или иной концертной программы по отношению к норме «Быть в русле авторской культуры пе- сен бардов». На круговую многолучевую когнитивную диаграмму выносится инфор- мация о числовой структуре использованного «списка песенных гнезд» в дух вари- антах: количество песен по разным направлениям, нормированное число использо- ванных песенных состояний. Способ проиллюстрирован на примере анализа концертных программ и каче- ства выбора лауреатов двух фестивалей песни: 1) всесоюзный фестиваль самодея- тельной песни в г. Саратов (1986 г.); 2) всесоюзный фестиваль авторской песни в г. Таллин (1988 г.). Может быть рекомендован для использования в: 1) работе жюри и творческих мастерских фестивалей не профессиональной и профессиональной пес- ни, 2) организации качества «заточенный фестиваль», 3) практике исследователей и теоретиков песни. Предложена простая классификация «заточенных фестивалей»: равноакцент- ная песня, бардовская песня, самодеятельная песня, авторская песня-1, разнооб- разная песня. 22

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы