О понятии «Культурный след песен бардов» на пальцах

Мы надеемся, что наш читатель получил общие представления о том, как мы видим траекторию оптимально быстрого вхождения в сферу понимания наших исследовательских результатов. Однако, мы оставляем за собой право и возможность дополнительных разъяснений в режиме прямого общения в интернет конференции по... больше
12
Просмотров
Исследования/Аналитика > Культура
Дата публикации: 2016-05-23
Страниц: 9

О понятии «Культурный след песен бардов» на пальцах Автор: С. Орловский, 22.05.2016, г. Нюрнберг Совсем недавно вышла в свет наша авторская книга 1, выражающая представ- ления о песне со стороны альтернативного видения понятия «песни бардов». Книга заявила открыто и явно, что есть научный мейнстрим – сектор науки «Авторская песня», но также есть и Иное – представление c названием «Авторская культура пе- сен бардов». Наличие таких сторон носит не только характер научного спора, но и требует от исследователя активного выбора в стремлении к правдивому формиро- ванию культурно-исторического следа «Песни бардов». Сразу по выходу книги к нам обратились несколько архивистов русской автор- ской песни с просьбой максимально сжато и образно изложить наши представления в виде одной статьи ограниченных размеров. Заявляемый нами оригинальный прак- тико-ориентированный аспект теоретических представлений должен быть выражен явно и доступно, чтобы читателю не приходилось что-то ещё дополнительно читать. «Выразите своё достижение на своей ладони» – так часто говорили в клубах само- деятельной песни, когда дискутанты уходили в высокие материи и окружающие их слушатели пеняли им на излишнее абстрагирование и выстраивание только прегра- ды «мы – умные, а вы – то, что есть». Теория – это не преграда между неким «эли- тарным Я» и «плебейским Мы», она производит сдвиг общего умозрения в сторону чувственного прозрения «как же мы раньше этого не видели и не слышали». Сначала мы отвечали: «Братцы, да ведь мы и не создаём теорию ради только её самой. Мы не меньше вашего обеспокоены проблемами песенной практики, а особенной проблемой «Культурный след песен бардов». Уже написали ряд инте- гральных статей 2 о наших представлениях. Почитайте их, они открыто выставлены в Интернет для бесплатного чтения». Но здесь снова возникала информационная це- почка из целого ряда не очень простых элементов, которые архивисты песен не при- выкли преодолевать, не будучи подготовленными для вхождения в такие часто ис- пользуемые нами позиции мыслителя, как: «натурфилософ», «методолог», «уче- ный». 1. Ключи результатов исследований. Нас нередко спрашивали: «А сколько понятийных входов уровня «ключ» в вашу теоретическую модель «Авторская куль- тура песен бардов»? Откуда начать процесс понимающего погружения, чтобы до- стичь сущностной сердцевины и не потерять интегральный масштаб целостного восприятия? Как вообще достичь регулярности удержания целостности такого мас- штаба?». Наш ответ здесь не является простым: 1) у нас создан сборник методологиче- ских конспектов3, где мы излагаем наш теоретический результат, опираясь на Орловский С.П. Сборник авторских статей по основам фундаментального песневедения, культуро- 1 логии и натурфилософии песен / Под ред. академика Е. А. Ямбурга. Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2016. –162 с., ф. А5. ISBN 978-5-91084-059-5. 1) Орловский С.П. Интеграл теории песен бардов. Научно-культурологический журнал «RELGA» 2 №2 [305] 20.02.2016. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid= 4524&level1=main&level2=articles (01.04.2016); 2) Орловский С.П. О возможной структуре гипотетиче- ского Учения Бардов. Научно-культурологический журнал «RELGA» №1 [289] 25.01.2015. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4116&level1=main& level2 =articles (01.04.2016); 3) Первый в мире музей «Барды Мира». Описание в шести тезисах. Научно- культурологический журнал «RELGA» №10 [248] 05.07.2012. URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebOb- jects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3235&level1=main&level2= articles (01.04.2016). Орловский С.П. Модели культурной трансляции итоговых результатов теоретической модели «Ав- 3 торская культура песен бардов». Сборник текстовых и схемных конспектов. Нюрнберг, Фонд автор- ских рукописей «Института Культуры Неостановленного Развития Человека», 2015 г. - 129 с. 1


шесть 4 разных моделей культурной трансляции рассматриваемой темы; 2) ваше же- лание получить список ключей 5 темы может найти удовлетворение, если вы обрати- те акцентированное внимание на такие понятийные линии, как: аутентика (бард, песня), поединок бардов, бардовский счёт, бардовский минимум, песенный экспери- мент, «Авторская культура песен», интегрально-понятийная карта, Учение Сибард, музей; 3) у нас уже опубликована статья с выделением понятия «ключ» 6; 4) Как мы поступаем сами, когда перед нами стоит задача точного понимающего приближения к результатам стороннего исследования? – Мы строим так называемый «Компакто- грам» – схемо-поток разворота исследовательского мышления и «входим» в этот схемо-поток. Понимание происходит на уровне прямого соприкосновения разворотов мышлений и способностей к такому развороту. Наш поток размысливания темы «Песни бардов» зафиксирован в виде альбома специальных схем «Компактограм». Он входит в состав отмеченного выше сборника методологических конспектов. 2. Проблема качества трансляции культурного следа. Такая проблема от- крыта не нами, она давно известна. Здесь используются самые различные формы упаковки ( рисунок, фрейм, логосхема, сигнал, конспект, методологическая схема и др.) и монтажа информации (авторская статья, монография, энциклопедия, лекция, семинар, видеофильм, опорный конспект, многоканальная трансляция и др.). Известна также и восходящая цепочка качества так называемой «нормы куль- турного легендирования», а именно: 1) статья, 2) сборник статей, 3) авторская моно- графия, 4) энциклопедия, 5) учебник, 6) Учение, 7) заявка на новое направление культурологии 7, 8) коллективная монография, 9) научная школа, 10) контейнер «культурный след», 11) музей. Что же выбрать для статьи, когда выставлено ограничивающая рамка «только поле собственной ладони»? – Мы выбираем статью, ориентированную на образ уровня «музей». Берем попытку выразить через этот образ суть идеи «Музей автор- ской культуры песен бардов» на одной «ладони». 3. Музей – это опорный пункт сети «Музеи Песен». В представлении совре- менного искусствоведения и соответствующего ему искусствознания понятие «пес- ня» указывает на феномен, который собирается и изучается попутно в таких секто- рах, как например 8: фольклористика, языкознание, филология. Особенное внимание уделяется двум слоям песенной культуры: профессиональная песня и фольклорно- народная песня. Третий слой – «авторская культура песен» не признаётся, ни как равнозначный двум уже названным, ни как вообще соединительная ассоциация слов «культура» и «песня». А такой слой не просто есть, он ещё и не менее культурно значим, чем уже признанные два слоя. Такая констатация фундаментальной трой- ственности песенной культуры есть основа нашей теоретической модели. Архивы и фонды фольклорной песни. Сегодня в мире есть профессиональ- ные архивные фонды сбора фольклора, в том числе и фольклорных песен, напри- мер: фонограмархив ИРЛИ (Пушкинского дома в г. Санкт-Петербург), фонд кабинета народной музыки Московской консерватории (г. Москва), фонд секции фольклора ЛГИТМК (г. Москва), фольклорная комиссия союза композиторов России (г. Москва), фольклорная комиссия при академии им. Гнесиных ( г. Москва), архив Музея челове- Четыре модели уровня «Текстовый конспект» и две модели уровня «Схемный конспект». 4 Понятийных осей, собирательных фокусов и т.п. 5 Орловский С.П. Ключи к пониманию темы «Бардовская песня». Научно-культурологический журнал 6 «RELGA» №9 [282] 05.08.2014. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=3942&level1=main&level2=articles (01.04.2016). «Культурология Песни» (Фундаментальное Песневедение). 7 Народная песня является вторичным исследовательским предметом многих наук, например: исто- 8 рии, филологии, этнографии, фольклористики, искусствоведения. Но нет отдельной науки о народной песне, которая специализируется только на глубоком её изучении и является центром интегральной сборки всех фокусов исследовательского внимания к песне. 2

ка ( г. Париж), архив народной песни в Библиотеке конгресса (г. Вашингтон), Смитсо- новский фонд фольклора (г. Вашингтон), архив традиционной музыки в Индианском университете (США), архив этномузыкологии в Калифорнийском университете (США), архив Международного института сравнительного изучения музыки (г. Бер- лин). Устраиваются научные конференции, идет обмен информацией, можно пола- гать, что существует некая международная профессиональная сеть фондов фольк- лора разных стран мира. Уровень качества такой сети, по отношению к способности формировать качественный историко-культурный след фольклорных песен, оценить трудно. Несомненно одно – поток собирательства фольклорной песни соединён с профессиональной системой формирования историко-культурного следа. Архивы и фонды профессиональной песни. Наша попытка найти что-нибудь по этой поисковой фразе успехом не увенчалась. Поэтому мы считаем, что можно говорить только о сети государственных музыкальных библиотек – фондов нот, аудио и видеозаписей того, что было официально издано. Уровень качества органи- зации такой сети – библиографический указатель, по сути – алфавизм 9. Архивы и фонды авторской песни. В каком состоянии сегодня находится информация о песнях бардов русской культуры? – Такая информация, за редким ис- ключением 10, сосредоточена во множестве частных архивов 11, существующих на любительской основе и организованной по индивидуальным представлениям и воз- можностям того или иного собирателя архива. Её обслуживает уровень организации, «алфавизм». Музей Песни. Такой музей ещё не создан по причине неверных представлений о культурной значимости песни и её фундаментального статуса в культуре вообще. Здесь действует волне понятная и закономерная причинно-следственная цепочка: 1) нет профессиональной науки о песне; → 2) некому собирать результаты разных наук о песне в одно целое 12; → 3) неправильная оценка культурной значимости песни в системе государственной поддержки культуры». 4. Музей «Авторской культуры песен бардов» 13. Музей песен бардов – это активная площадка культурного роста человека и общества, родник неостановлен- ного развитии человека свозь песенную материю. Сеть таких музеев, в нашем пред- ставлении, является закономерным историческим приемником сети клубов самодея- тельной песни (сеть КСП). Является манифестантом изменения отношения обще- ства к песне и введения в культурную практику науки фундаментального направле- ния, например, с одним из следующих названий: «Культурология песни», «Музыко- логия песни», «Фундаментология песни», «Фундаментальное Песневедение». Современный сектор науки «Авторская песня» относит песню только к художе- ственной культуре и изучает её на филологической основе. Наши же исследования песен бардов показывают, что художественное здесь вторично по отношению к про- цессу саморазвития человека. Песня у бардов – это зеркало потока саморазвития человека, его особенного вида «неостановленное развитие». Песня опирает себя на два фундаментальных потока эволюции человека: языковое становление и станов- ление на основе саморазвития природных задатков. натуральная организация (учёт) по алфавиту русского языка. 9 Центр-музей им. В. Высоцкого в г. Москва. 10 Заявлен также и центр сбора таких архивов – «Архивная служба АП» П. Трубецкого. Но подробной 11 информации об уровне организации такого центра мы не располагаем. Некому заявить о достаточности уже достигнутой развитости теоретических представлений о 12 песне, как о фундаментальном явлении человеческой культуры Можно использовать и более короткое название «Музей Барды Мира». 13 3


Главный организационно-теоретический образ. Работая ранее с идеей «Клуб самодеятельной песни», мы опирались на схему 14, показанную на рис. 1. Сходство с лампой накаливания или генератором не случайно. Вся деятель- ность пронизывал некий «сердечник», создававший и крутивший два колеса: ин- формационное и самореализации. Правило было одно – клуб существует до тех пор, пока есть сила, создающая два отмеченных колеса, вовлекающая участников клуба в процесс саморазвития сквозь песенную материю. Рис. 1. Активная созидательно-двигающая структура (информационно сило- вой генератор) социального изобретения «Клуб самодеятельной песни». От- ражает структуризацию и поляризацию коллективного сознания в отношении клубной деятельности, её направленности и возможностей её материализа- ции и дематериализации. Теперь у нас сеть клубов КСП должна превратиться в сеть музеев песен бар- дов. Как это происходит? Образ орггенератора клуба трансформируется в образ та- кого генератора для музея. Но на какой основе? – Некий сердечник, опоясанный множеством взаимно согласованных правдоподобных гипотез ( см. рис. 2). Появле- ние такого образования порождает и окружает себя напряженным полем «аутентич- ная песня бардов» (песня из «Авторской культуры песен бардов»), способное высту- пить основой для любого уровня песенной организации, в том числе и для музея пе- сен бардов. Пространство жизни музея выстраивается как комплексное обслуживание его теоретико-идейной сердцевины (идеоцентра) «Референтно-исполнительского мно- жества песен». Оно возникает как материализация «идеополя песен», которое гене- рирует «идеоцентр». В идеоцентре действуют силы притяжения («разное притягивает друг друга») и отталкивания («подобное отталкивает подобное»). Орловский С.П. Культурология песен бардов народов мира. Энциклопедия. Том 1. Натурфилософ- 14 ские представления о теории песен бардов. Авторская рукопись. Нюрнберг, Фонд рукописей «Инсти- тута Культуры Неостановленного Развития Человека», 2010. – 362 с. 4

Рис. 2. Активная созидательно-двигающая структура (информационно сило- вой генератор) социального изобретения «Музей песен бардов». Централь- ный стержень – это реферативно-исполнительское множество песен15. Стержень опоясывают контуры пространственной напряженности (штрих- пунктир), образованные комплексом теоретических гипотез 16 (круги). Музейный фонд. Минимальная конфигурация такого фонда включает в себя две части, а именно: • Теоретическая модель. Состоит из четырёх информационных сегментов: 1) Учение Сибард ( Понятийный круг явления «Авторская культура песен бар- дов народов мира». Исследовательский подход, правила самоидентификации аутен- тичного исполнителя песни, пространство ключевых ощущений песенной практик и др.). 2) Архив «Бардовский счёт» (Авторские статьи 17 серии «Бардовский счёт». Ав- торские биографии с акцентом на особенности песенного наследия. Десяток значи- мых примеров специального типа сжатого и компактного документирования песенно- го следа барда.). 3) Референтно-исполнительское множество песен (таблица 1058 строк х 4 ко- лонки, 1058 песен от 268 авторов. Колонки: 1) название песни по первой строке, 2) автор песни, 3) значение акцентного гнезда песни, 4) код принадлежность автора песни к табелю о рангах. Чистота информации данной таблицы есть чистотой куль- турного следа. Её должны удерживать те, кто называет себя песневедом (теорети- ком) «Авторской культуры песен бардов»; 4) «Табель о рангах» ( таблица 6 строк х 5 столбцов, расположение и кодировка групп авторов песен по вертикали и горизонтали). • Аутентичный архив песен. Песни бардов русской культуры второй поло- вины 20 века. Аудиозаписи одной или нескольких версий исполнения песен. Собра- Сегодняшняя версия такого множества состоит из 1060 песен от 268 авторов. Оно есть качествен- 15 ный сущностно-оригинальный аналог полного множества (репрезентного), которое состоит из 18 000 песен. Построено автором статьи на основе эмпирического полагания результатов практики хороших исполнителей песен и итеративного вовлечение такого полагания в процесс теоретической идеации. Множество «Синтопоэтика» из 36 модельных гипотез. 16 Статьи С.П. Орловского, серия «Бардовский счёт», в научно-культурологическом сетевом журнале 17 «Релга». URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid= 1096 (дата обращения – 23.05.2016). 5

ны в виде трёх множеств: Корень (446 песен), Слой (241 песня), Единичное (311 пе- сен). Общее количество аудиозаписей 998 песен от известных (250 чел.) и неизвест- ных авторов (18 чел.). • Материалы цепочки культурного легендирования. Смотри таблицу 1. Таблица 1. Цепочка шагов 18 культурного легендирования темы. Усл. Название Краткое содержание № шага 25 отдельных авторских статей. Осмысление практиче- Отдельные 01 ского опыта аккомпанемента песен. Легализация автор- статьи ских прав на теоретический результат. Собраны четыре сборника авторских статей «Песневеде- Сборник ние. Авторская культура песен бардов». Большое введе- 02 статей ние в новую тему «Культурология песни» и 32 тематиче- ские статьи. Теоретическое схватывание явление на основе ориги- 03 Монография нального деятельностного исследовательского подхода. 462 с. Диссертационная Авторская культура песен бардов русской культуры вто- 04 книжка и авторе- рой половины 20 века. На соискание ученой степени ферат «доктор культурологии». Многотомная книжная серия «Песневедение. Авторская культура песен бардов мира». Том 1. Песневедение. За- 05 Энциклопедия дающая теоретическая модель. «Авторская культура пе- сен» заявляется как некий имманентный слой культуры, присущий многим народам мира. Формат А3, 362 с. Учебник – самоучитель «Гитара бардов». Возврат теоре- 06 Учебник тической модели в песенную практику. Конспект Курс лекций «Авторская культура песен бардов народов 07 лекций мира» для высшей школы. Музей «Барды Мира». Концепция и компьютерная мате- 08 Музей риализация. Методологический Подготовка множества способов культурной трансляции 9 конспект результатов исследований, соединяющих текст и схему. Сжатое представление о сущностном уровне феномена 10 Учение бардов «Бард» и его проявлениях. Словарь, тезаурус, путеводитель, поток размысливания 11 Справочник темы, значимые авторы и их песни, фестивали и т.п. Программы ком- Поддержка: процедуры самоидентификации «аутентич- 12 пьютерной авто- ный бард», поиска песенных аналогов, поиска в табеле о матизации рангах и др. 5. Семантический конвертер. Вот мы и подошли к тому образу наших иссле- довательских результатов, который можно разместить на ладони руки. Что это та- кое? – Так называемый семантический конвертер – понятийный разворот мышления, вынесенный на топологическую форму. В нашем случае мы выносим наш разворот В эту цепочку укладывается истории культурного легендирования результатов многолетнего иссле- 18 довательского проекта С.П. Орловского «Барды Мира». Готовые к распространению авторские руко- писи можно посмотреть на нашем интегральном сайте http://orlovskyysa.wix.com/muzeumbm. 6

мышления на грани треугольной пирамиды. Все образы граней показаны ниже (см. рис. 3-6). Рис. 3. Основание пирамиды. Обозначения: Пр – профессиональная куль- тура песен; Фн – фольклорно народная культура песен; Ав – авторская культура песен; Эв – эволюционная линия; Кт – линия культуры; Ми - миро- воззренческая линия. Рис. 4. Боковая грань. Обозначения: Пе – песенный поток; Си – Синтопоэтика; Тр – триалектика; Нс – надсистема. 7

Рис. 5. Боковая грань. Обозначения: А1, 2, 3 – узлы представлений. Рис. 6. Боковая грань. Обозначения: Пм – позиция мыслителя; Ип – исследовательский подход; Пк – позиционный контроль. Читателю остаётся вырезать эти грани из бумаги и правильно склеить. Буквы в кружках вершин соседних граней должны совпадать. Правильный итог показан на фото 1. 8

Фото 1. Образ семантического конвертера исследовательского результата «Авторская культура песен бардов» Вместо заключения Мы надеемся, что наш читатель получил общие представления о том, как мы видим траекторию оптимально быстрого вхождения в сферу понимания наших ис- следовательских результатов. Однако, мы оставляем за собой право и возможность дополнительных разъяснений в режиме прямого общения в интернет конференции по Скайп. В социальной сети «Фейсбук» нами организована специальная группа «Теоретический семинар Барды Мира», куда мы и приглашаем заинтересованного читателя. Какую идею мы распространяем?- Идею и образ оригинальной сети пло- щадок культурного роста человека – сеть музеев, формирующих, транслирующих и практикующих правдивый образ культурно-исторического следа песен бардов. 9

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы