Песенный счёт Станислава Коренблита. Статья 4

В процессе рассмотрения феномена музыкального творчества композитора С. Коренблита было выполнено его правдоподобное позиционирование в специально созданном автором универсальном пространстве «Авторский процесс». Были выде-лены особенности творческого маршрута композитора в этом пространстве и про-в... больше
26
Просмотров
Исследования/Аналитика > Наука
Дата публикации: 2016-02-13
Страниц: 9

Песенный cчёт Станислава Коренблита. Статья № 4 Автор: С. Орловский, 03.02.2015, г. Нюрнберг Написав предыдущие три статьи этой серии, мы обнаружили, что поддаётся раскрытию такая интересная тема песенного творчества, как «Авторскость». Ранее мы выполнили только первичное прикосновение к этой теме, рассматри- вая творческий метод «Нотный портрет» композитора1 С. Коренблита. Вникая в осо- бенные черты и качество уже готовых «Нотных портретов», мы соприкоснулись с но- вым для нас образом вокального цикла «нюансный вокальный цикл» 2. Этот образ стал для нас понятийным синонимом к образу «Нотный портрет» 3. Почему? – Да по- тому, что процесс слушания «Нотных портретов» требует очищения, возвышения, настройки и даже перестройки привычек обыденного слуха. Новый слух начинает улавливать смысловые нюансы музыкально-поэтической речи, подбирая ключ к «волшебной шкатулке» культурного наследия выдающихся поэтов. Естественно, что внимательный читатель не очень понимает, как можно тайну творчества объяснить только применением пусть даже очень хорошего метода. Тво- рец и методист, спонтанность и рациональность, бездонное и оформленное – вот те сразу возникающие противопоставления, которые не дают принципиальной возмож- ности любому новатору и изобретателю свести творческий процесс только к рутин- ной работе. Если кому-то из наших читателей показалось, что «авторскость» С. Ко- ренблита сводится только к заявленному им методу, то это не так. И вот этот содер- жательный зазор «формальный метод – творческий метод», если потянуть за пра- вильную ниточку, мы и попытаемся раскрыть в этой статье. Можно и нужно показать маршрут творческого процесса С. Коренблита в спе- циально выстроенном универсальном пространстве4 различения маршрутов творче- ства. Этот маршрут не удаётся рассмотреть в уже построенном нашими исследова- ниями 5 пространстве по причине того, что мы изучали песни бардов через простран- ство деятельности «аутентичный исполнитель песни». В случае же с С. Коренблитом мы имеем дело с деятельностью «композитор вокального цикла»6, которая ни по раздельности, ни в простом сочетании не тождественна деятельностям «композитор песен бардов» или «исполнитель песен бардов». Наша фокусная персона не является действительным членом союза композиторов России. Мы 1 называем её композитором, обозначая основной род её деятельности. 2 Мы не даём прямого определения введенному нами понятию. Но сообщаем читателю образный пример его проявления. Речь идет о сравнении композиторской работы двух мастеров песни В. Бер- ковского и С. Никитина. Нас всегда удивляла гармоническая угловатость песенных мелодий В. Бер- ковского, но в обработке С. Никитина эта угловатость исчезала за счёт «выпрямления», «скругления» или «приведения к традиции». При этом, нюансно-дискретный композиторский слух В. Берковского заменялся на композиторско-аранжировочный слух С. Никитина, устроенный по более плавной схе- ме. Мы не забываем нашего вывода (см. статья № 3) о том, что композиторский результат С. Коренбли- 3 та позиционирует себя как «профессиональный вокальный цикл», опирая себя на ряд звеньев, как то: «глубоко распетый стих», «функциональная песня», «авторская культура песен», «профессиональная песня» (академическая песня). Кто уже пытался до нас построить такие типы пространства? - Нам известно только один исследова- 4 тель Г.П. Щедровицкий, который создал образ «Универсальное пространство прозрачности разворота методологического мышления». Возможно, есть и другие. Но мы здесь использовали известный тезис экономии времени исследовательского поиска: «Если время поиска аналога превышает время созда- ния артефакта собственными усилиями, то исследователь имеет право сделать всё самостоятель- но». 5 Частный проект «Барды мира». Точнее – композитор «Нотного портрета». 6 1


§ 1. Пространство творческого процесса 1. Понятие «Авторскость» Где в авторе проходит различение сфер «рутина» и «творческое откровение»? Мы будем полагать, что автор вошел в сферу «творческое откровение», когда в про- странстве его психики начал действовать поток пробуждения его креативного свой- ства «авторскость». Таким образом, «авторскость» – это ключ запуска творческого процесса в психике человека. Она выполняет чудесное превращение «человека ра- зумного» в «человека творящего» и сама по себе беспредметна – работает как вол- шебный луч, совершая творческую метаморфозу 7 с любым образом своего внима- ния. 2. Фазовая цепочка авторского процесса. Как от «авторскости» добраться до оформленного творческого результата? – Простой ответ можно обнаружить в многочисленных работах по изучению творческо- го процесса. Творческий процесс происходит как четырёхзвенная цепочка из пяти фаз: вход -> схватывание -> выход -> понимание схваченного -> результат (1) Переходя к нашим терминам, получим несколько другой вид этой цепочки, а именно: авторскость -> волшебный луч -> содержательный зазор (2) 3. Пространство авторского процесса. Мы снова повторим вопрос: «Как от «авторскости» добраться до оформленного результата?». - В этот раз, в поисках ответа, устремимся к построению образа «про- странство». «Авторскость» запускает процесс творчества. Что это значит? – То, что Музы приглашают автора войти в пространство «волшебного луча». Проявим возможное содержание такого пространства. Что мы видим здесь? – Не менее трёх методоло- гических элементов (см. рис. 1): сфера позиций, сфера намерений и инструменталь- ная сфера. Наличие таких сфер акцентирует тот факт, что пространство не пусто и в нём есть выделенные ориентации – своеобразные конусы внимания. Сканируя от- меченные сферы, психика соискателя творческого процесса находит опоры желае- мого творческого действия. Наличие выделенных сфер позволяет опредмечивать движение зоны внимания соискателя творчества в виде траектории – вариантного маршрута направленного движения психики соискателя или маршрута творческого акта. А. Сфера позиций. Известны два качественных различия такой позиции: «мыслитель» (используется разворот познающего мышления) и «медиум» (исполь- зуется процесс медитации). Каждую позицию мы сопроводили тремя примерами практической детализации: «позиция мыслителя» – функциональная, интегральная, универсальная; «позиция медиума» – тибетская, китайская, индийская. Б. Сфера намерений. Такая сфера определяет выполнение процесса мгно- венной самоидентификации. Соискатель творчества должен определиться с ответом В своё время наш коллега по изучению культуры проникающего мышления М.И. Тодрин (Украина, г. 7 Днепропетровск) предложил оригинальный критерий разумности: «Разумным является объект, кото- рый способен качественно изменять получаемую им информацию. Исходная информация при этом как бы берётся взаймы у внешнего источника и возвращается ему с новым содержательным зазором. Свойство создавать такую новизну и является важнейшим признаком способности к глубокому и даже фундаментальному познаванию». 2

на вопрос: «Как далеко я могу зайти и чем могу заплатить за моё творческое вдохно- вение?». - Истории культуры нашей цивилизации известны различные варианты «цены», которые платит тот или иной соискатель творческого процесса. Нас будет интересовать вариации такой «цены» в деятельности «автор музыки к стихам выда- ющегося поэта». Здесь предлагается всего пять вариантов8 намерений композитора, а именно: «вижу преимущественно своё отражение в первоисточнике»9, «я – это рамка картины первоисточника»10, «перископное погружение»11, «прыгну на уда- чу» 12, «верю, будь что будет»13. В. Инструментальная сфера. Такая сфера сопровождает соискателя твор- чества как некий историко-культурный след его конкретного практического опыта. Прежде всего, мы видим здесь три смысловых концентратора: «символическое», «шаг» и «непроявленное». • Символическое. Когда нечто возникает перед нашим внутренним взором, то срабатывает «механизм», называемый в культуре «символическая система»14. С его помощью психика устанавливает соответствие между собственно наблюдаемым и его следом в психике. Собственно, такой след и есть «символ» того, что предстало перед нашим внутренним взором. • Шаг. Опираясь на символы, психика соискателя творчества выполняет це- лый ряд движений по направлению к достижению своей цели. Траектория таких движений может быть представлена как последовательность множества взаимно связанных траекторных сегментов – траекторных шагов. • Непроявленное. Траектория шагов психики соискателя творческого процес- са опирается на содержательную гармонию сочетания качеств «непрерывное» и «дискретное». Непрерывное выступает как некая тайна творчества, которая дости- гает сознательного проявления не полностью, а только частично – как некая прояв- ленная и оформленная часть. Поэтому траектория шагов и принимает образ «марш- рут дискретных шагов». • Трехслойная культура. Инструментальная сфера содержит и модельные представления о структуре понятия «Культура». В нашем представлении, культура На рис. 1 показаны только три варианта из пяти. 8 Известный бард А. Мирзаян говорит на концерте: «Когда мы открываем стихи – мы что там автора 9 ищем? – Нет. Мы себя ищем!». Известный современный русский писатель, поэт, критик и публицист Дм. Быков считает большим 10 мастером того, кто умудряется создавать произведения искусства не проявляясь для наблюдателя явно, а только в виде рамки к картине сделанного. В качестве примера он приводит песенное творче- ство Булата Окуджавы. 11 В свое время нам удалось достаточно детально прочувствовать новеллы А. Бирса. Погружаясь в глубины образности текста, пришлось столкнуться с опасной проблемой «не возврата испытателя». В частности, глубокое погружение в текст новеллы «Разведчик» привело к полному обездвиживанию нашего тела и только самым последним и напряженным усилием удалось выйти из этого состояния. Здесь и возникло понятие «перископная глубина». Подводная лодка на такой глубине, скрывая себя, видит всё происходящее на поверхности и в любой момент может всплыть. Нельзя забывать также и о том, что погружение в психике может идти и за счёт воспарения «вверх». Здесь встречают себя два разных направления погружения – «филологическое» и «развитийно-эзотерическое». Это как в случае, когда И. Карамазов (герой романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»), лежа 12 на краю пропасти, смотрит вниз и зная, что там внизу пропасть, всё же бросается вниз «будь, что бу- дет». Как в одном из фильмов о приключениях И. Джонса. Этот киногерой стоит на одном краю пропасти. 13 Видит на другом краю вход в пещеру. Но не видит никакой возможности для переправы. В его созна- нии пульсирует только текст найденной им подсказки: «Если веришь, шагай вперёд без страха». Он шагает вперёд и его нога вдруг опирается на невидимый простому глазу мост! 14 Наличие такой системы характерно для психики. Наличие такого качества у живого существа поз- воляет говорить о нем как о потенциально разумном существе человеческого типа. Некоторые мыс- лители считают, что философия появилась именно как некая практика, направляющая свои усилия на понимание расшифровки «символической системы» человека. 3


выглядит как трёхслойное образование: профессиональная культура песни, автор- ская культура песни, фольклорно-народная культура песни. Эти три слоя культуры являются имманентными и равноправными слоями понятия «Песенная культура народов мира»15. «Авторская культура песен» выделяется только нами и поэтому нужно хотя бы несколько слов сказать о её важных свойствах. Рис. 1. Общая методологическая схема пространства «Авторский процесс». Если профессиональная культура представляется нам как область, где каждый артефакт является достижением высокого уровня совершенства ощущаемой фор- мы, то авторская культура – областью поиска творческих идей, которые в своем оформлении могут достигать уровня совершенства формы из области профессио- нальное искусство. Чтобы выполнить по-настоящему творческий поиск соискатель уровня «искусство» должен выйти из слоя «профессиональная культура» в слой «авторская культура». Совершив поиск, соискатель должен возвратиться обратно, чтобы оформить найденную идею по всем правилам искусства – оформить идею в совершенную форму. Различие между слоями «авторская культура» и «фольклорно-народная куль- тура» проявляет различие между понятиями «песни бардов» и «народная песня». Барды являются яркими носителями и выразителями слоя «Авторская культура пе- сен». Собственно, именно множеством качественных песен бардов был ярко высве- чен этот слой песенной культуры. Песенный взрыв непрофессионального песенного творчества в русской культуре второй половины ХХ века, получивший в том числе и название «песни бардов», оставил культурный след из 18000 песен от 250 авторов. Не видеть этот след просто нельзя. А как его объяснить? – Наличием третьего слоя 15 В наших статьях мы используем здесь ряд синонимических названий, таких как: Культурология Песни, Фундаментальное Песневедение, Натурфилософия Песни. 4

культуры «Авторская культура песен», который присущ не только русской культуре, а вообще мировой культуре – «Авторская культура песен народов мира»16. § 2. Пространство творческого процесса С. Коренблита Итак, у нас есть пространство (рис. 1), которое мы выстроили, чтобы «вме- стить» деятельность композитора «Нотных портретов» С. Коренблита, который вы- ступает здесь в двух сопряженных позициях – «профессиональный композитор» и «профессиональный исполнитель». Сделаем это. 1. Маршрут деятеля. Можно изобразить деятельность как маршрут движения в особенном пространстве? – Да, можно. Именно для этого мы и строили наше поня- тийное пространство. Нам осталось только «пригласить» С. Коренблита войти в наше пространство и совершить в нём акт творческой деятельности – сочинение и исполнение любого произведения уровня «Нотный портрет». Как выглядит искомый маршрут? – Пример показан на рис. 2. Рис. 2. Маршрут авторской психики С. Коренблита. Соискатель творческого процесса начинает свой маршрут в сфере «Позиция». Далее вовлекаются элементы сферы «Намерения» и сферы «Инструментарий». При этом выполняется обязательное погружение в слой «Авторская культура» (соб- ственно, основной слой поиска вариантов идеи формообразования) с последующим 16 Наши исследования показывают, что здесь можно говорить о множестве 45 000 песен от 500 авто- ров. 5

выходом в слой «Профессиональная культура». Завершается маршрут в сфере «Позиция», где окончательно фиксируются результаты творческого поиска. 2. Особенности маршрута деятеля. Какие особенности проявленного марш- рута нужно подчеркнуть? – Их несколько, а именно: 1) Использование сферы намерений. Мы склонны считать, что композитор С. Коренблит использует сочетание двух типов намерений: «перископное погружение» и «верю, будь что будет». Но оба намерения имеют сильный акцент «развитийно- эзотерического» толка, а не чисто филологической осведомленности. 2) Использование слоя «авторская культура». Индивидуальный жизненный путь композитора С. Коренблита позволяет ему легко входить в хорошо знакомый и прочувствованный слой «авторская культура песни» и выносит в слой «профессио- нальная культура песни» широкий спектр своего творческого эксперимента. Это дей- ствует совсем по-другому, чем это было бы только в случае деятельности внутри слоя «профессиональная культура песни», как происходит у немалого количества профессиональных композиторов песни. 3) Использование представлений символизма. Композитор С. Коренблит зна- ком с представлениями известного поэта-теоретика и символиста А. Белого. Такая осведомленность является двухсторонней – чтение трудов и сочинение «Нотного портрета» по поэтическому наследию А. Белого. «Я реально ощущаю различие мое- го композиторски-творческого движения от часто используемого профессиональны- ми композиторами образа действия «одеть и затянуть музыкальный корсет» – пой- мать текст в уже готовую заготовку музыкальной формы. Моя музыкальная реакция на поэзию менее опосредована и более многоступенчата. Но когда что-то включает- ся, то можно найти звуковой поток даже группе стихов – написать музыку для не- скольких стихов подряд, продолжать этот процесс так долго, пока режиссёр студии звукозаписи не скажет «стоп». Тогда сочинение музыки и оканчивается…»17. § 3. Дилетант, графоман, мастер, гений, лидер? Этот параграф написан нами в связи с тем, что многие наши читатели ждали от нас простых ответов на лобовые вопросы. Мы вычленили здесь три типовых вопро- са: 1) Как же нужно относиться к результатам деятельности композитора С. Корен- блита? 2) Укажите нам его положение в цепочке таких понятий как: дилетант, гра- фоман, мастер, гений, лидер? 3) С кем из известных композиторов песен его можно сравнить? Попробуем посильно ответить в русле темы, затрагиваемой этими вопро- сами. Однако, мы не считаем себя вправе решать вопрос на уровне «или/или». Таким судьёй может быть только время. Мы можем только рассмотреть основания для каждого из перечисленных вопросов. 1. Не дилетант. Дилетантом принято считать 18 человека, который выполняет некий известный вид культурной деятельности, как начинающий свои шаги в этом 17 Из прямой речи С. Коренблита. 18 Дилетантизм (дилетантство) (от лат. delecto – услаждаю, забавляю) – занятие какой-либо деятель- ностью, например, наукой, искусством, ремеслом – без должных знаний и профессиональной подго- товки. В современном понимании нередко исходят из приблизительно такого понимания: дилетант не имеет глубоких знаний о предмете своих занятий, поэтому допускает ошибки. Как правило, это чело- век, ограничивающий масштаб познаний собственным опытом, или суждения которого в отношении чего-либо основаны на поверхностных познаниях. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (Спб, 1863-1866) говорит, что «Дилетант (дилетантка ж., итал.) – охотник, любитель, чело- век, занимающийся музыкой, искусством, художеством, не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы. Характерный пример деятельности дилетантов-механиков – конструирование вечного 6

направлении. В нашем случае речь идёт не об одном типе деятельности, а о трёх её типах: 1) Сочинение музыки вокальных циклов. Именно здесь находится главная по- зиция профессиональной деятельности композитора С. Коренблита, в которой про- исходит сочинение «Нотного портрета». Сегодня уже готовы примерно 400 таких портретов, о чём мы уже писали ранее. Вряд ли можно считать дилетантом челове- ка, способного совершить такой трудовой творческий подвиг. 2) Сочинение музыки песен. Непосредственно сочинением отдельных песен композитор С. Коренблит не занят. Но, так или иначе, практически в каждом «Нотном портрете» можно обнаружить немало вполне самостоятельных песен. Наш песен- ный слух исполнителя песен из «Авторской культуры песен бардов» регулярно вы- делял из общего количества не более 25 % песен19. Композитор С. Коренблит пи- шет, что один «Нотный портрет» состоит из часто 20-30 вокальных элементов. Мож- но предположить, что в каждом «Нотном портрете» можно встретить 5-7 самостоя- тельных песен В пересчёте на общее количество «Нотных портретов» получаем цифру 2000-2800 песен. Такое необычно большое число указывает на любую другую позицию, но не на позицию «дилетант». 3) Сочинение песен в среде бардов. В своей истории композитор С. Коренблит примерно 17 лет вел активную творческую деятельность в кругу бардов. Мы уже пи- сали ранее, что мы включили автора песен С. Коренблита в наше видение истории культурного следа «Авторская культура песен второй половины XX века в русской культуре», куда входят 250 авторов песен. Дилетантов в этом списке нет. 2. Не графоман. Графоманом называют20 активного человека, который пока- зывает неординарную производительность при очевидно невысоком качестве твор- ческих результатов. Есть даже образ: «Графоманы идут и идут графоманы, и везут на лафетах романы»21. Известно немало образов графоманов от литературы, поэзии и музыки. Графо- маном также считается человек, который занимается «плагиатом» или не достигает уровня яркой оригинальности своего творческого результата, воспроизводя только то, что принимается как «вторичное». «Не оригинальный автор» – это более мягкая оценка по сравнению с оценкой «графоман». Попадает ли деятельность С. Коренблита под содержание понятия «музыкаль- ный графоман»? – Давайте проанализируем: 1) Уровень творческой производительности. Многих поражает и насторажи- вает творческая производительность С. Коренблита – счёт на тысячи песен. Извест- но, что у многих из известных «бардов-композиторов» счет идёт только на сотни пе- сен. 2) Уровень вторичности или плагиата. Деятельность признана многими про- фессионалами сферы искусства как оригинальная деятельность (о противополож- ных мнениях специалистов нам ничего не известно). Сочиненные многочисленные двигателя, хотя научно доказано и общеизвестно, что создать такой двигатель невозможен, однако попытки подобного рода не прекращаются. Например, прослушав рабочий вариант «Нотного портрета» А. Городницкого, который состоит из 19 84 песен, наш песенный слух выделил 21 (25%) претендентов на уровень «хотелось бы разучить для своего репертуара». Графомания (от греч. γράφω – писать, чертить, изображать и греч. μανία – страсть, безумие, влече- 20 ние) – патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в лите- ратурных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Вне психиатрического контекста понятие «гра- фомания» нередко применяется к литературе, наивно пренебрегающей общепринятыми в элитарной и массовой литературах эстетическими критериями, к необычайно продуктивным «плохим» авторам. Ряд писателей имели устойчивую культурную репутацию графомана, эталонного «плохого писателя», например, в пушкинскую эпоху Д. И. Хвостов, а в русской эмиграции В. Колосовский. Из текста песни И. Жука «Творческий марш». 21 7

«Нотные портреты» записаны студийно и официально рекомендованы для исполь- зования в процессе обучения русскому языку и литературе. 3) Уровень оригинальности «упражнение или произведение искусства?». Из- вестно, что жюри знаменитого Грушинского фестиваля авторской песни неоднократ- но ругали 22, мол его заслуженные участники не очень поэтически образованы и вос- принимают на слух только весьма простые формы превращения поэтической речи в песенную речь. Участники же жюри не просто не воспринимали подобное новатор- ство, но и парировали агрессивные наскоки таким ответом: «У нас нормальный че- ловеческий слух к песне. Не специально тренированный поэтический слух, как у сту- дентов Литературного института. Но отличить песню от песенного упражнения мы в состоянии!». Другой пример касается так называемых «вокальных иллюстраций» 23, которые ещё называют «академической песней» или «профессиональной песней». Любой участник круга бардов скажет однозначно, что это не песня, а только упраж- нение для тренировки профессионального голоса. Работы С. Коренблита – это и не песни Грушинского фестиваля и не «академическая песня». Это оригинальная про- фессиональная нюансная музыка, гармонически сопрягающая три слуха (поэтиче- ский, музыкальный и песенный). Учитывая все сказанное выше, вряд ли представляется возможным считать уже сделанное С. Коренблитом результатом деятельности графомана. 3. Мастер? Мастером называют того, кто стал известен высоким качеством своих результатов. Например, бард (поющий поэт) Б. Окуджава является признан- ным мастером песни т.к. несколько десятков его песен получили общенародную из- вестность и признание, войдя в кинофильмы, радиопередачи и театральные поста- новки. Есть широкая известность у С. Коренблита? - Нет, такой известности нет. Не- которые артисты профессиональной сцены исполняют песенные элементы его «Нотных портретов». Но дальше проб24 здесь дело не пошло. С другой стороны, мастер – это тот, который делает свою работу мастерски. Известность – не является кардинальным синонимом мастерства и наоборот. 4. Гений? Так называют человека, достижения которого существенно изменяют обыденные представления о чем-либо. Такой человек предъявляет обществу одно или несколько значимых открытий. Нам представляется, что «Нотный портрет» является преддверием открытия. Он вводит в культурное обращение новое представление об особенностях устрой- ства каналов передачи культурного опыта от выдающегося поэта к активному слу- шателю и в первую очередь к подрастающему поколению. Представление о возмож- ностях оживления такого опыта посредством «Нотного портрета». На рис. 3 показана общая информационная схема слухового канала человека. «Нотный портрет» детализирует25 особенности связки между слоями № 2 и № 3. Композиторская деятельность С. Коренблита находит здесь маршруты творческого возврата поэтического следа выдающихся поэтов русской культуры XVIII-XX веков – оживляет память современников, строя культурный мост на музыкально-нюансной основе поэтической речи. 22 См. статьи журналиста А. Обыдёнкина на сайте www.bards.ru. 23 Например, песня «Весна идёт» для профессионально поставленного голоса, на стихи Ф. Тютчева и музыку С. Рахманинова хотя 10 песен на сонеты У. Шекспира единым циклом «Немного о вечном» в 1996 году вошли в ви- 24 ниловую пластинку и аудиокассету профессиональных певцов В. Михайловой и К. Поплинского, и 5 песен на стихи М. Цветаевой вошли в СД-альбом «Лучшие романсы и песни» певицы В. Пономарёвой в 2005 г. и 6 песен в рубрике «Русские романсы» в 2010 г. 25 Характеру такой детализации и её культурному значению мы посвятили отдельную статью «Осо- бенности слухового канала композитора С. Коренблита» – статья № 5 нашей серии статей о творче- стве С. Коренблита. 8

Проводник Слой №1 Слой №2 Слой №3 С И М Песенное В Ассоциативное О Музыкальное Л И Тематическое Ч Поэтическое Е С К О Е Рис. 3. Общая схема слухового канала, как проводника информации 5. Лидер? Так называют человека, который имеет школу своих последовате- лей. Есть ли такая школа у С. Коренблита? – Сегодня её нет, но заложены основы26. Широкое культурное легендирование «Нотных портретов» и их социализация уже начата. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы услышим об открытии двух типов школ С. Коренблита – научной (культурология песни) и практико ориентиро- ванной (песенная педагогика). Резюме В процессе рассмотрения феномена музыкального творчества композитора С. Коренблита было выполнено его правдоподобное позиционирование в специально созданном автором универсальном пространстве «Авторский процесс». Были выде- лены особенности творческого маршрута композитора в этом пространстве и про- веден фокусный анализ в пяти выделенных направлениях с результатом: 1) не ди- летант, 2) не графоман, 3) мастер(?), 4) гений(?), 5) лидер(?). Для более точного названия творческого феномена С. Коренблита предложено новое понятие «нюансная музыкальная иллюстрация» (сокращенно «НЮМИ»), кото- рое выступает общим собирательным образом множества ранее использованных частных понятий: нотный портрет, функциональная музыка, авторская культура пе- сен, профессиональная песня, академическая песня, вокальный цикл. 26 Издана авторская монография «Экология русского языка. Синтез слова и музыки» / Науч. ред. Е. А. Ямбург. – Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. – 350 с. Также изданы 2 монографии в соав- торстве, свыше 300 статейных публикаций более, чем в 30 журналах, в т. ч. и научных. 9

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы