Песенный счёт Станислава Коренблита. Статья 3

Подведен итог анализа песенного самоопределения идеи композиторской практики С. Коренблита без распространения на возможные многочисленные области её приложения. Размах анализа опирается на мировоззренческие и методологические возможности «теоретиков песни из культурного следа КСП», в частности – на ... больше
32
Просмотров
Исследования/Аналитика > Наука
Дата публикации: 2016-01-10
Страниц: 8

Песенный счёт Станислава Коренблита. Статья № 3 Автор: С. Орловский, 02.01.2016, г. Нюрнберг Это третья статья нашего цикла статей о песенном счёте С. Коренблита. Напомним читателю, что особенность нашего письма в том, что оно идёт не со сто- роны официальной науки, а со стороны активного участника группы «кардинальные песневеды песен бардов» 1 из культурного следа «Теоретическое видение песни от клубов самодеятельной песни» 2. В этой статье мы подробно остановимся на конструктивном содержании идеи С. Коренблита формировать «Нотный портрет» как нечто целостное. Намеченный нами план 3 говорит о том, что интегральную сборку мы будем производить в круге (пространстве) из четырёх позиций: автор, интерпретатор 4, кри- тик, арбитр. §1. Позиция «Автор» Первые две статьи нашего цикла статей были посвящены выстраиванию автор- ской позиции – позиции С. Коренблита. Мы внимательно ознакомились с моногра- фией С. Коренблита и выборочно с некоторыми его композиторскими работами 5. В фокус аналитического рассмотрения попала только информация, связанная непо- средственно с теоретико-объяснительным слоем объекта «песня». Педагогические аспекты 6 темы, которых было встречено немало, пропускались. Такова была исход- ная рамка нашего рассмотрения. В зачёт авторской позиции принималась только информация о сущности песни и композиторском использовании этой сущности. Что же есть в таком зачёте? - Уда- лось выявить не менее 11 содержательных зазоров и 4 теоретические модели 7. Именно выявить потому, что методологическая организованность текста авторской монографии явно и фокусно не формирует 8 эти важные элементы теоретической умозрительности. Хотя надо признать, что объект описания не является простым, он многофокусен и выстроен скорее от большого массива практики. Теоретическое как бы продавливается весом практического приложения. Хотя такое нередко встреча- ется в так называемой «сырой науке» и даже в «нормальной науке». Содержание позиции «автор» также собрано нами на основе 3 строительных тезисов, а именно: Тезис 1. «Для нотного портрета того или иного поэта специально отби- раются наиболее значимые тексты его стихов, раскрывающие его жизненный и 1 Альтернативное направление действующему мейнстриму в секторе современной официальной науки «авторская песня». «Клубы самодеятельной песни» или коротко «КСП» были ярким социальным изобретением совет- 2 ской культуры второй половины 20 века. См. Статью № 1 о С. Коренблите из этого цикла статей. 3 Мы не выделяли здесь позицию «читатель», а соединили две позиции «читатель» и «собственно 4 интерпретатор» в одну позицию «интерпретатор». Симфо-рок опера по поэме А. Блока «Двенадцать», отдельные песни из «Нотных портретов» поэтов 5 А. Блока, И. Бродского, И. Бунина, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Городницкого, А. Галича. Например, информация о разнообразных формах включения нотного портрета в ткань образова- 6 тельного процесса: слушание песен; вокальное исполнение; инсценировки, пантомимы, игры; литера- турно-музыкальные викторины как вариант контрольного урока; использование метода интонирова- ния и звукописи текста на уроках русского языка при изучении раздела «Фонетика» и т.п. См. статью № 2 о С. Коренблите из этого цикла статей. 7 Например, если провести автоматический поиск по тексту авторской монографии С. Коренблита 8 сигнальными строками «теоретическая модель» или «исследовательский подход», то результат бу- дет нулевым. Такие важные сигнальные элементы теоретического слоя явно не присутствуют. 1


творческий путь, мировоззрение, для каждого произведения пишется мелодия, точно отражающая ритм, темп, интонацию стихотворения, индивидуальный по- черк автора, в заключении из них выстраивается сюжет» 9. Тезис 2. «Отличительной характеристикой нотных портретов является то, что они созданы не по принципам создания песенных циклов, подчиненных сложившимся канонам развития музыкальных произведений, а по закону развития драматургии сюжетов литературных составляющих этих циклов. Принципиаль- ная новизна подхода засвидетельствована авторским патентом на «Способ со- здания музыкального произведения» 10. Тезис 3. В качестве соединительной музыкальной формы «Нотных портретов» С. Коренблит использует такие музыкальные жанры как опера, симфония, оратория, кантата и мн. др. «Важной направляющей нотного портрета в целом является со- знательное подчинение композитором своей музыки поэтическому слову. Выдви- жение на первый план содержания, смысла стихов, их интонации, ритмического строя. Но это не рабское подчинение, а скорее творческое переосмысление и перевод на язык музыки. Такая деятельность тяготеет к камерно- инструментальным жанрам, к жанру симфоническому или оперному» 11. Но самым важным для нас образом авторской позиции С. Коренблита было то, что его обширной композиторской практикой созданы новые пункты различения 12 на двух понятийных отрезках: 1. Понятийный отрезок «стих-песня» превращён в тройственный отрезок «стих – нотный образ стиха – песня». 2. Понятийный отрезок «культурный след поэта – архив стихов» превращён в тройственный отрезок «культурный след поэта – нотный портрет поэта – архив сти- хов». Нам представляется исторической удачей, что С. Коренблит имеет два образо- вания «техническое» и «музыкальное». Соединение двух разных сторон в простран- стве одной творческой личности и дало возможность, по нашему мнению, поставить вопрос о новой оптике различения на конструктивную основу. Прослушанные нами композиторские результаты С. Коренблита позволяют полагать, что мера соедине- ния «таинства» и «метода» в творческом процессе не чрезмерно рациональны. § 2. Позиция «Критик» Выход в такую позицию позволил нам, прежде всего, внимательно отнестись к таким элементам рассматриваемого текста как цифры. 1. Многих сочинителей песен бардовского круга настораживает уникальная творческая результативность С. Коренблита – 10 000 песен! Мы уже писали, что если воспринимать эту цифру буквально, то это просто фантастический объем, достойный мирового рекорда всех времен. Но если быть бо- лее последовательным в понимании композиторских результатов С. Коренблита, то нужно использовать не лобовое и буквальное понимание, а двух-ступенчатое. Имен- но так выстраивает свои главные цели С. Коренблит. Что сочиняет композитор? – «Нотные портреты» выдающихся поэтов русской культуры. На сегодня таких портретов сделано более 400. Композитор сочиняет са- С. С. Коренблит. Экология русского языка. Синтез слова и музыки. Практико-ориентированная моно- 9 графия. Краснодар, Издательский дом «ХОРС», 2015. - 350 с. УДК 373.21, ISBN 978-5-91084-055-7. См. упомянутую ранее монографию С. Коренблита. 10 11 См. там же. Самый главный и первый вопрос любой исследовательской практики: «Что различаете милостивый 12 государь?» 2

модостаточные песни только как исключение, основным же потоком его творчества являются циклы тематически связанных песен. Тематическое направление задаёт поэтическое собрание поэта. Оригинальный поэтический текст не подстраивается под музыкальную форму, а организует её естественным для поэзии образом – через натуральную звукопись своих текстовых строк. Музыкальный материал исчисляется готовностью таких единиц как «Нотный портрет». Композитор С. Коренблит позиционирует себя не как композитор-песенник, а как сочинитель более крупной музыкальной формы «Нотный портрет». Характерно его тяготение к форме «опера». На сегодня им созданы 4 оперы. В чём их отличие от обычных опер? – В основе не либретто, а оригинальные поэтические тексты. 2. В текстах Интернет можно встретить перечень требований, которые С. Ко- ренблит предъявляет к каждому «Нотному портрету». Там указано, что в каждом та- ком портрете используется от 11 до 141 стиха. Как правильно понимать эти цифры? Например, можно ли так: «Среди великих русских поэтов XVIII-XX веков нет ни одно- го поэта, чей «Нотный портрет» содержит менее 11 стихов и более 141 стиха? Какой тип исчерпания поэтического наследия учитывается, только тематический? Можно ли творческое наследие поэта исчерпать тематическими линиями его стихов? - От- веты на эти вопросы не являются для нас очевидными и простыми. 3. Сколько же поэтов русской культуры взято в работу С. Коренблитом? В текстах можно встретить разные цифры: около 370 человек – участников трёх волн русской поэзии, более 220 поэтов русской поэтической классики, создано более 400 «Нотных портретов». Если такой список не имеет завершенности (открытое истори- ческое множество), так надо об этом и сказать, привести цифры с оговоркой искус- ствоведческой или филологической оценки мощности такого множества. Однако, нам здесь помогло прямое общение с композитором С. Коренблитом. «Более 220-ти поэтов и чуть больше 400-т нотных портретов, но работа ещё не окончена» – таким был его ответ сегодня. § 3. Позиция «Арбитр» Войдя в эту позицию, мы должны найти консенсус между спорным содержани- ем, полученным в результате деятельности «интерпретатор» и «критик», направ- ленной на формирование точного содержания позиции «автор». Здесь нам хотелось бы выделить несколько направлений: 1) Неполнота рас- смотрения культурной ситуации, 2) Неполнота понятийного купола, 3) Отсутствие определенности в понятийном интервале «катарсис – функциональное», 4) Отсут- ствие связок с направлением «Синтез музыки», 5) Рассмотрение интервала «профа- нация – произведение искусства», 6) Определение в интервале «формальное – на слух», 7) Учет структурной трёхслойности понимания. 1. Неполнота рассмотрения культурной ситуации. На что можно здесь обратить внимание читателя? – На неполное рассмотрение культурной ситуации, давшей толчок идее С. Коренблита «Нотный портрет» и приведшей его сегодня к самоопределению: «Я действую в традиции лингводидактики». То есть, в самом начале не профессиональный композитор, разочаровавшийся 13 в движении «автор- ская песня», решил совершить прорыв в качестве способа трансляции культурного следа «Русская классическая поэтическая словесность». При этом, будучи челове- В прямой беседе С. Коренблит сказал, что он не столько разочаровался, а скорее перерос содер- 13 жание позиции «автор и исполнитель авторской песни». Его верность песне не сломило даже то, что ему как руководителю строительного управления неоднократно указывали на его «неуместное и неуемное увлечение песней». Он дважды лишался работы, но песню не бросил. 3


ком советского воспитания, он решил замахнуться по максимуму 14 – взять не насле- дие одного поэта, а сразу всех поэтов XVIII-XX веков. Проект «Галерея нотных портретов» есть нечто сродни космическому проекту «Освоение Луны» или проекту низколетящего самолета гиганта «Экранолёт». Не малый по объему, сложный по охвату, высокий по новизне, рискованный по дости- жимости завершения. Нельзя не обратить внимания на суждение, которое говорит о том, что «Нотный портрет» можно построить внутри традиции «Лингводидактика». Но так ли это? 2. Неполнота понятийного купола. Речь идёт о том, что интерпретатор не вы- полнил поиск аналогов выполненной С. Коренблитом работы в мировой культуре. Он ограничился только рамками русского поля мировой культуры. Дело в том, что метод «Нотный портрет» можно использовать в любом языковом поле. Одной из уже из- вестных рамок такого использования будет «натуральная звукопись стиха». Инте- ресно, например, проследить закономерности изменения такой звукописи при пере- водах одной и той же поэзии на разные языки народов мира. Наша практика испол- нения песен бардов показывает, что многочисленные профессиональные переводы песен В. Высоцкого практически невозможно петь в русле оригинальной мелодии. «А мои песни можно. Проверял их звучание на английском – звучат волшебно. Огром- ное количество стихов русских поэтов-классиков переведено на языки народов мира с максимально точно совпадающим количеством слогов. Я здесь в теме» – таково прямое пояснение С. Коренблита. 3. Понятийный интервал «катарсис – функциональное». Эта проблема из- вестна как попытка найти ответ на вопрос: «Чему служит творец искусства?». – Есть не менее двух вариантов ответа: а) Творец служит только музе; б) Творец служит своему народу. Композитор С. Коренблит даёт здесь третий вариант ответа: «Я слу- жу русскому языку, помогая человеку любой национальности, который хочет его освоить». Его творчество имеет ярко выраженную направленность – обслуживать потребности «языковой личности», вовлеченной в изучение культурного следа «Рус- ская словесность». Сравнивая его со сторонниками первого варианта ответа, например, с таким композитором-песенником как Е. Фролова, нужно учитывать не одну некую «абсолютную нацеленность творчества», а её разные варианты наце- ленности и пути достижения результата. 4. Связь с темой «Синтез музыки». В своё время нам пришлось недолго за- ниматься компьютерными алгоритмами синтеза музыки. Там были свои достижения. Например, синтетическая музыка математика Р.Х. Зарипова вошла как закадровая музыка в известный советский фильм «Солярис». Сегодня известен целый ряд ком- пьютерных программ, которые оказывают помощь композитору песен. Что было бы, если бы идеи С. Коренблита в отношении натуральной звукописи стиха были ис- пользованы алгоритмами синтеза музыки? – «Алгоритмам в лоб такое не подвласт- но, виной тому уникальный синтаксис каждой строчки поэта. А вот если создавать некую первоначальную заготовку («песенную рыбу») – это можно пробовать» – таков ответ С. Коренблита. 5. Понятийный интервал «профанация – произведение искусства». Когда композитор сочиняет музыку, он должен быть готов ответить на вопрос: «В чем нашла выражение ваша композиторская работа?». – Например, можно ответить так: «Мне нужно было достичь лаконичности песенной формы!». Но тогда возникает дру- гой вопрос: «А что есть такая лаконичность?». Художественное творчество известно тем, что поток формальных вопросов никогда не находит здесь окончательного за- вершения. Просто вопрошаемый устаёт отвечать и на очередной вопрос отвечает «Не сразу, а по мере удавшейся работы со стихами некоторых поэтов серебряного века, в первую 14 очередь – со стихами А. Блока и К. Бальмонта» – так уточняет сегодня С. Коренблит. 4

так: «Это необъяснимое таинство». Профанация искусства – это когда все можно рационально объяснить. Подлинное же произведение искусства – это когда есть не- объяснимое таинство. Слуховое восприятие композиторских работ С. Коренблита всё же позволяет судить о его работах в целом как об искусстве синтетического уровня (см. ниже рис. 1). Хотя среди них есть, по нашему мнению, и вполне самосто- ятельные хорошие песни, например, песня на стихи И. Бунина «Жёсткой черной листвой». Для правильного понимания уже сказанного, воспользуемся цитированием прямой речи В. Д. Берестова: «Слава, успокойтесь, у вас в каждом альбоме есть ми- нимум по одному шедевру!». Так успокаивал поэт В. Берестов композитора С. Ко- ренблита в 1990-1991 гг. Сегодня, через 25 лет, у С. Коренблита создано более 400 альбомов песен, а значит у него на счету может оказаться не менее 400 песен бар- довского зачета! Но эта задача особенного исследования «Бардовский счёт С. Ко- ренблита», которое ещё не выполнено. 6. Определение в интервале «формальное – на слух». Интерпретатор зна- чительно больше внимания уделил чтению текста, чем непосредственному прослу- шиванию результатов композиторского труда С. Коренблита. Это может вызвать по- нятийный перекос, так как рассматриваемая тема есть не просто формальная наука, а субъективно нагруженное творчество. Арбитр выполнил самостоятельно выборочное прослушивание доступных 15 ау- диоматериалов С. Коренблита и установил следующее: 1) прослушивание специальной тематической части «Нотного портрета» каче- ственно отличается от прослушивания только одной песни. Организованный поток русской поэтичной словесности начинает восприниматься ухом его слушателя как нечто особенное уже на 3-4 песне (при первом прослушивании). Как будто бы пер- вые песни выполнили некую специальную предварительную подготовку психики слушателя к восприятию не одной песни, а целого их потока – кортежа из нескольких десятков песен. 2) на стих Б. Окуджавы «Не клонись-ка ты головушка» написаны две песни – самим Б. Окуджавой и С. Коренблитом. Они разные, что позволяет высказать пред- положение, что песни «поющих поэтов» (Б. Окуджава и др.) нечто другое, чем «поэ- тическая песня» 16 С. Коренблита. Чтобы разобраться с таким слуховым различием понятийно, мы предлагаем следующую понятийно различительную 17 цепочку из 10 звеньев – «речевой стих 18 – театральный стих 19 – подзвученный стих 20 – распетый Часть песенных работ (аудио, видео) мы нашли в открытом Интернет. Разнообразные песенные 15 формы были нам любезно присланы по электронной почте самим автором песен С. Коренблитом. Это существенно сократило наше аналитическое время и усилило точность понимания позиции «ав- тор». Так С. Коренблит нередко называет свой сектор песенного творчества. У нас несколько иное пред- 16 ставление о цепочке взаимосвязи понятий песенной истории. Песенный взрыв непрофессионального творчества второй половины ХХ века в советской культуре мы называем как «время триединой пес- ни». Одна из линий этого триединства носила название «авторская песня» и указывала на стремле- ние их авторов достичь уровня «песня с поэтическим текстом» (полный автор) или «написать песню на заведомо поэтический текст» (автор-композитор). Позже, когда песенное триединство распалось, то название «авторская песня» стало указывать на другую песню. Стремление же писать песни на стихи профессиональных поэтов ушло в так называемую «камерную песню» (яркий представитель Е. Фролова). Здесь же и песенные эксперименты профессиональной певицы и народной артистки Рос- сии Е. Камбуровой. Понятие «поэтическая песня» используют с одной стороны «поющие поэты» (например, А. Городницкий), а с другой – композиторы, пишущие на стихи профессиональных поэтов (например, С. Коренблит). Просьба не путать с иерархически или жёстко упорядоченной цепочкой. Мы предлагаем только 17 звенья различения, не вдаваясь в степени качества их реализации. Степень приближения или отда- ления от сферы искусства существенно зависит от такого качества. Стих, который просто и аккуратно прочитан вслух. 18 5

стих 21 – глубоко распетый стих22 – академическая песня 23 – песня поющих поэтов 24 – авторская культура песен 25 – песня для профессиональной сцены 26 – функциональ- ная песня 27». Какие звенья здесь принадлежат С. Коренблиту и Б. Окуджаве? – Со- ответственно: С. Коренблит – прежде всего «глубоко распетый стих», «академиче- ская песня» и «функциональная песня» (более точно см. рис. 1), Б. Окуджава – «ав- торская культура песен». Рис. 1. Простые варианты образа акцентно-динамической сборки песенно- синтетического результата (одна песня) в творческом процессе С. Корен- блита. Где: сфера № 1 – «глубоко распетый стих», № 2 – «академическая песня», № 3 – «функциональная песня», № 4 – «авторская культура песен». Центр сборки привлекает к себе другие сферы. Все сферы, кроме сферы № 4, могут временно занимать центр сборки. 3) песни С. Коренблита образуют два условных 28 множества песен: а) «само- стоятельные песни», б) «песни, неотделимые 29 от нотных портретов». «Самостоя- тельные песни» выделялись нами по слуховой близости к тому, что мы называем «авторская культура песен» или «слуховой строй песен бардов». Например, из 52 песен, принадлежащих «Нотным портретам» М. Лермонтова и И. Бродского, наш слух выделил 17 песен, имеющих близкое отношение к «авторской культуре песен» Стих, прочитанный с опорой на театральную драматургию. 19 Стих, прочитанный на музыкальном фоне. 20 Стих, превращенный в песню. 21 Стих, превращенный в песню с учетом музыкальных свойств звукописи стиха. Здесь С. Коренблит 22 употребляет и название «синхронная песня». Она же камерная классическая песня. Нам представляется, что это понятие значительно ближе к 23 понятию «поэтическая песня», которым пытается назвать свой песенный результат С. Коренблит. Стих, распетый его автором. 24 Если спросить: «Что такое искусство песен бардов?», – то наш ответ: «Это авторская культура пе- 25 сен. Третий имманентно присущий песенной культуре слой, наравне с уже признанными двумя: про- фессиональная песня, фольклорно-народная песня». Подробнее о результатах нашего исследова- тельского проекта «Барды Мира» на сайте http://orlovskyysa.wix.com/muzeumbm. Песня, достигшая совершенной формы и ставшей объектом искусства для профессионального ис- 26 полнения со сцены. Песня, написанная с учетом применения в междисциплинарной сфере. С учетом поддержки целей 27 системы образования, здравоохранения, воспитания и др. Такую песню можно было назвать и «мно- гоцелевой». С. Коренблит не делает здесь строгого разграничения: «Песни внутри цикла мне порой приходится 28 «сдерживать» в русле основного потока нотного портрета, чтобы они не отвлекали на себя внимание слушателя. И всё же каждая моя песня – это самостоятельная песня, готовая к публичному и частно- му прослушиванию и исполнению, созданная по всем общим законам создания песни». С. Коренблит считает, что правильнее говорить об «условно неотделимых» песнях. 29 6

и две («Вблизи тебя» стихи М. Лермонтова, «Каждый перед богом» стихи И. Брод- ского) с точным попаданием в неё. В виде цифрового ряда это выглядит так: 52-17-2. Это прямое подтверждение преобладания в творчестве С. Коренблита целевого направления по созданию песен, составляющих единое целое с множеством песен «Нотный портрет». 4) среди нескольких 30 песен проекта «Возвращается ветер» 31 на стихи извест- ного поэта и барда А. Городницкого наш слух, настроенный на «авторскую культуру песен», особенно выделил две песни С. Коренблита: «Там, где границы польской знаки», «Время европейского еврейства миновало». Это указывает на то, что С. Ко- ренблит может создавать песни и «как бард». 7. Учёт структурной трёхслойности понимания. Позиция «интерпретатор» в нашем рассмотрении была близка к позиции «читатель» и выполняла функции ана- лиза текста по уровням: содержание, значение, смысл, сущностный смысл. Соб- ственно, такая процедура носит универсальный характер, но иногда её заменяют на лобовой поиск в тексте таких исследовательских сигналов как «зазор содержания» и «теоретическая модель». Именно такая замена и была сделана нами, осуществляя деятельность в позиции «интерпретатор». Но такая замена не исключает универ- сального образа деятельности. Универсальный образ деятельности показал, что «интерпретатор» практически игнорировал вторую половину авторской монографии, где излагаются результаты так называемой «авторской педагогической инновационной педагогики». Проанали- зировано только то, что похоже на теоретическое обоснование главного русла ав- торской идеи о песне. Говоря языком методологии, выделена только песенная иде- ация. Примеры же педагогической материализации такой идеации на практике были проигнорированы «интепретатором». Выполнено закономерное выделение «теории» и «практики», с удержанием главного внимания на «теории». Так была задана начальная рамка выполненного анализа. Резюме Проведен анализ песенного самоопределения идеи композиторской практики С. Коренблита без распространения на возможные многочисленные области её прило- жения. Размах анализа опирается на мировоззренческие и методологические воз- можности «теоретиков песни из культурного следа КСП», в частности – на возмож- ности участника группы «кардинальные песневеды бардовской песни» (альтерна- тивная натурфилософия песен бардов), действующего аутентичного автора и ис- полнителя «авторской культуры песен бардов». В цикле из трёх статей, на основе процедуры «Расширенный герменевтический анализ», выполнена работа на глубокое понимание теоретических аспектов автор- ской позиции композитора С. С. Коренблита. Процесс такого понимания показал, что: результаты его деятельности ближе к уровню «функционально-целевое искусство», чем просто «искусство»; обоснование композиторского метода находится внутри традиции «лингводидактика»; в текстах автора о своей деятельности и методе мож- но обнаружить не менее 11 смысловых зазоров, 4 теоретические модели и 3 строи- тельных тезиса. Выборочное прослушивание разных песенных работ С. Коренблита (отдельная песня, симфо-рок опера, тематическая часть «Нотного портрета») и попытка их по- Во время написания статьи в нашем аудиоархиве было 4 песни этого проекта. Они были лично 30 отобраны С. Коренблитом как примеры песен двойного качества: «самостоятельные песни» и «песни из цикла «Исход». Это цикл концертов песен бардов и авторов песен, разделяющих их песенную культуру. 31 7

следующего аналитического различения приводит к введению оригинальных пред- ставлений о десятизвенной понятийной цепочке «речевой стих – театральный стих – подзвученный стих – распетый стих – глубоко распетый стих – академическая песня – песня поющих поэтов – авторская культура песен – песня для профессиональной сцены – функциональная песня». Песенный результат С. Коренблита «распластан» в четырёх её звеньях – «глубоко распетый стих», «академическая песня», «функци- ональная песня», «авторская культура песен». Звеном главной сборки здесь может выступить каждая из трёх первых сфер. 8

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы