Песенный счёт Станислава Коренблита.Статья 1

В статье рассмотрен экстраординарный феномен песенного сочинительства композитора С. Коренблита. Читателю предложены 4 раздела: краткая автобиография композитора, авторско-композиторский подход, рецензии и отзывы на проект «Нотные портреты», позиция композитора в культурном следе «Авторская культура ... больше
20
Просмотров
Исследования/Аналитика > Наука
Дата публикации: 2016-01-10
Страниц: 9

Песенный счёт Станислава Коренблита. Статья № 1 Автор: С.Орловский, 31.07.2015, г. Нюрнберг Любой активный посетитель современного Интернет, интересующийся темой «Авторская культура песен бардов», обнаруживает наши исследовательские статьи без труда. Мы же, в свою очередь, обязуемся не пропускать значимые феномены этой темы и близкие к ней. Песенный феномен композитора С. Коренблита нельзя не заметить, тем более, что его путь развития проходил сквозь круг бардов и сеть клубов самодеятельной песни. Мнения о песенных результатах С. Коренблита располагаются в широком смысловом диапазоне – от восхищения (творческий подвиг) до полного неприятия (музыкальный графоман). При этом оценки выстраивают некое пространство сужде- ний с такими осями, как например: художественное (со стороны деятелей песенного искусства), исследовательское (со стороны деятелей педагогической и музыкальной науки), философское (оценка культурной возможности подобного замаха), бардов- ское (со стороны авторов песен и мыслителей бардовского круга), прикладная (со стороны линейных деятелей системы образования). Известная практика толкования текста «Герменевтика» говорит, что в процеду- ре полноценного понимания информации текста существует несколько обязатель- ных методологических позиций 1: автор, интерпретатор, критик, арбитр. Выполнение такой процедуры в рамках одной статьи мало возможно. Поэтому мы задумали здесь несколько статей – цикл, объединенный одной целью: «Достичь глубокого по- нимания смысла деятельности композитора и исполнителя песен С. Коренблита». Выделить теоретический слой темы, пусть даже не как науку, а как некую конструк- тивную натурфилософию. В нашей первой статье мы входим в пространство позиции «интерпретатор» – читаем всю информацию о С. Коренблите из Интернет и пытаемся дотянуться до конструктивного понимания позиции «автор». Здесь используется не только проце- дура сигнального чтения, но и наш песенный слух, превращающий процесс интер- претации в двойственно сопряженный процесс: интерпретация текста и слуховая ин- терпретация песенной речи. Это несколько больше, чем метод чистой герменевтики, так как в фокус изучающего внимания попадает филологический элемент «текст» и музыкальный элемент «не текст». Нашим постоянным читателям известно, что для оценки песенного сочинитель- ства нами был создан специальный оригинальный формат «Бардовский счёт» 2, од- нако мы не можем его применить в данном случае. Почему? - Потому, что нам пока не удаётся собрать нужную здесь цепочку различения «множество всех песен авто- ра (репрезентативное) - качественно достаточное множество песен (референтное) - учебное множество песен» и выстроить хронологию авторской активности на основе дат создания песен. 1. Краткий профиль творческой биографии Станислав Соломонович Коренблит родился 09.01.1957 г. и живёт в г. Москва, профессиональный композитор и исполнитель песен. Имеет два высших образова- ния: инженер-строитель (МИСИ), преподаватель музыки (музыкальный факультет Заочного Народного Университета Искусств, два направления: вокал и композиция. Главным понимающим лицом есть интерпретатор, который читает оригинальный текст автора и пы- 1 тается его понять, выстраивая позицию автора с учётом соответствующей её культурной ситуации. См. наши одноименные статьи в Интернет. 2 1


Владеет несколькими музыкальными инструментами: гитара 3, банджо, бас-гитара, синтезатор. Песни пишет с 1975 г., в основном как композитор. Первая песня «Какой люблю я цвет волос». Число своих песен – около 20. В 1988 г. Создал и возглавил клуб самодеятельной песни «Ленская волна» (г. Якутск), где организовал и провёл 16 пе- сенных фестивалей. Был лауреатом фестивалей авторской песни разных уровней (1987-1990 гг.: Якутск, Мирный, Братск, Тында, Запорожье, Львов). Особенно отмечены его песни: «Названия моей планеты» (на стихи Г. Горбовского), «Воспоминания» (на стихи Ф. Кривина), «Утихает светлый ветер» (на стихи А. Блока). Активно выступает 4 с песен- ными концертами перед взрослой и детской аудиториями, посетил с творческим турне 16 стран дальнего зарубежья (1989 – 2009 гг.: США, Греция, Италия, Франция и др.). Был членом жюри на Грушинском фестивале (1988 г.) и других фестивалей АП. Станислав Соломонович особенно известен своим грандиозным мегапроектом «Галерея нотных портретов» («Песенные портреты», начат примерно в 1990 году и длится до сих пор) и менее известным проектом бардовской направленности «Воз- вращается ветер» (проект длился 12 лет). Здесь написана музыка к стихам более 220 поэтов русской культуры XVIII-XX веков. Результаты проекта официально реко- мендованы для использования в системе дополнительного образования средней школы с 2002 года. Авторские аудиозаписи выпускаются с 1992 г. Большая часть сочиненных песен уже записана студийно – всего более 400 авторских альбомов. Сегодня количество песен в творческом наследии автора достигает гигантской и даже немыслимой ве- личины 5 – 10 000 песен! С. Коренблит в том числе написал песни и на стихи таких поющих поэтов и бардов, как: А. Галич (4 диска, 74 песни), В. Высоцкий (2 диска, 43 песни), М. Анча- ров (1 диск, 20 песен), Б. Окуджава (2 диска, 40 песен), Н. Матвеева (1 диск, 25 пе- сен), Ю. Визбор (1 диск, 23 песни), А. Городницкий (3 диска, 84 песни), С 1991 года имеет свою студию звукозаписи 6. Является обладателем Патента (№ 2159965 от 30.03.2000 г.) на способ создания музыкального произведения «Нот- ный портрет», а также 9-ти Дипломов Рекордов Планеты 7. Женат, трое детей – дочь и двое сыновей, два внука. Хобби – классическая музыка (балет, оперы, концерты, симфонии). Шесть струн. Научился самостоятельно. Играет аккуратно, но не виртуозно. 3 Выступал со многими известными авторами песен на одной сцене, например: Бачурин, Егоров, Лу- 4 феров, Долина, Городницкий, Качанова, Берковский, Сергеев, Матвеенко, Дудкина, Захарченко, Бур- да, Михалев. Напомним читателю что песенно-мелодический гений советской культуры композитор А. Н. Памху- 5 това написала только 438 песен. Песенный гений В. Высоцкого достиг предела из 600 песен. Песен- ный уникум П. Старчик написал, как композитор, примерно 1500 песен. Одаренный композитор Е. Фролова – около 800 песен. Музыкально-поэтический гений М. Щербакова устремлён к планке «1000 песен». Возможность студийной аудиозаписи была предоставлена более чем 100 бардам, включая уже 6 ушедших – А. Дулова, И. Михалёва, В. Луферова, А. Барьюдина, В. Соломатова. Студия выпустила около 40 дисков песен бардовского направления. Например: Ю. Киму - 3 диска, 14 альбомов 7-ми по- ющих поэтов по проекту «Возвращается ветер», В. Долиной – 4 диска, В. Луферову – 2 диска, В. Его- рову – 2 диска, Е. Клячкину – 1 диск, С. Зуенко – 1 диск, Е. Бачурину – 1 диск, А. Барьюдину - 1 диск, Л. Захарченко – 1 диск, И. Архангельскому – 1 диск, Уленшпигелю, Мищукам, Мышеловке – по одному диску, С. Деревянко – 2 диска, Гр. Гладкову – 3 диска, С. Светлову – 1 диск. Такие дипломы выдает специальный российский департамент, регистрирующий рекордные дости- 7 жения в сфере инноваций (необычные изобретения, уникальные открытия). 2

Композитор ведет обширную исследовательскую работу. Список его печатных публикаций сегодня состоит из трёх монографий 8 и около 270 журнальных публика- ций. Интернет пишет о нём на 31 сайте. Можно предположить, что С. Коренблит го- товит учёную диссертацию 9. 2. Авторско-композиторский подход С. Коренблита в целом Уже известное 10 песенное творчество даёт общее фрагментарное и секторное представление, не заботясь о системе педагогической подачи материала. Собствен- но, не соблюдается литературная драматургия – подача материала, направленно связанная исходным замыслом. Здесь С. Коренблиту видится большой культурный пробел 11 в профессиональном песенном творчестве. Он предлагает его ликвидиро- вать путём создания специальных циклов песен, распевающих стихи всех поэтов русской классической поэзии XVIII-XX веков. При этом, его деятельность здесь напоминает деятельность подвижника, нисколько не жалеющего себя ради выпол- нения намеченного грандиозного плана. Создание подобных песенных циклов выполнено композитором С. Коренблитом в его проекте «Нотные портреты русской поэзии XVIII-XX веков» – мотивированное множество песен в помощь преподавателю поэтической лирики, в школах и вузах, в курсе «Русский язык и литература» 12. Каждая из песен цикла – проводник и стимуля- тор запоминания поэзии с помощью песенных мелодий. Цикл из песен поэта – это его песенный портрет, названный С. Коренблитом «Нотный портрет». Нотный портрет – это «вокальный цикл» 13, организованный по определенным правилам и пронизанный общим тематическим смыслом, исходя из тематической Две совместные и одна авторская (Экология русского языка. Синтез слова и музыки. Краснодар, 8 Изд. «Хорс», 2015, 350 с.). Один из наших сетевых корреспондентов сообщил, что известный поющий поэт, бард и доктор наук 9 А. Городницкий, ознакомившись с монографией С. Коренблита, оценил её уровень как вполне соот- ветствующий уровню «доктор наук» и посоветовал автору непременно и немедленно защищаться. Композиторов 20 века, создавших большие циклы песен на стихи поэтов-классиков русской культу- 10 ры, единицы, а именно: Г. Свиридов, А. Матюхин, А. Виноградов. Здесь песни на стихи таких поэтов, как: Б. Пастернак, А. Дельвиг, Я. Полонский, А. Толстой, А. Апухтин, Н. Клюев, Э. Багрицкий, Вл. Со- ловьев, К. Симонов, А. Жигулин, Н. Тряпкин, Н. Гумилёв, А. Ахматова, В. Соловьёв, М. Волошин, К. Бальмонт, А. Блок, И. Бунин, И. Анненский, К. Льдов, А. Герцык, В. Гиппиус, З. Гиппиус, Ш. Вёреша. Не остались в стороне и сочинители песен бардовского и примыкающего к ним круга, где нужно отме- тить песни таких авторов, как: А. Васин (М. Лермонтов, А. Блок, Г. Иванов, Г. Шпаликов, А. Жигулин), Е. Клячкин (И. Бродский), А. Мирзаян (И. Бродский, О. Чухонцев, М. Цветаева), С. Никитин (Ю. Леви- танский, Д. Самойлов, Г. Шпаликов, Ю. Мориц), Е. Фролова (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельш- там), В. Щукин, Н. Якименко. Первое место среди поэтов, чьи стихи стали песнями, занимают М. Лермонтов (использовано 250 11 стихов в 2500 вариантах песен), К. Бальмонт (250 стихов), Н. Рубцов (150 стихов). В проекте С. Ко- ренблита на первом месте находятся М. Цветаева (свыше 350 стихов), А. Блок (свыше 330 стихов) и К. Бальмонт (свыше 250 стихов). См. в Интернет статью Станислава Коренблита «Синтез слова и музыки как средство эстетического 12 воспитания школьников и анализ существующих инновационных методик и технологий преподавания лирики в школах и вузах» - http://klauzura.ru/2012/08/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-kak- sredstvo-e-steticheskogo-vospitaniya-shkolnikov-i-analiz-sushhestvuyushhih-innovatsionnyh-metodik-i- tehnologii-prepodavaniya-liriki-v-shkolah-i-vuzah/ Идея распевания стихов не нова для истории музыки. Песенные циклы появились с древних вре- 13 мён. Фактически «Илиада» и «Одиссея» являются образчиками песенных циклов, а в классической музыке они давно уже заняли своё достойное место под названием «вокальный цикл» – Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Малер, Г. Вольф, М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Д. Шостакович, Г. Свиридов. «Стихотворения с музыкой» создавали такие композиторы, как: Ц. Кюи, А. Даргомыжский, И. Глинка, П. Чайковский, А. Рубинштейн, В. Шебалин, Р. Щедрин, С. Танеев, С. Рах- манинов, Н. Метнер, С. Прокофьев, К. Дебюсси. 3


связи стихов, а не из музыкального родства их песенных интерпретаций. Это органи- зованное множество песен, соответствующий поэтическому наследию одного поэта. Нотный портрет – это идея и форма нового музыкального произведения, кото- рое схватывает натуральную певучесть поэтического текста, превращая её в жанр «поэтическая песня» 14, удобный для запоминания стихотворения. С. Коренблитом впервые созданы «нотные портреты», на основе всей русской поэтической классики XVIII-XX веков – это более двух сотен имен 15. Музыкальные образы стихов галереи «Нотные портреты» разнятся, как и сами стихи. Опору очевидному различию даёт множество используемых композитором музыкально выразительных средств, таких как: мелодия, гармония, ритм, песенный жанр, темп, размер, состав аккомпанирующих инструментов. Количество песен каждого «нотного портрета» исчисляется способностью ком- позитора подчёркивать оригинальность того или иного поэта музыкальными сред- ствами и достаточностью 16 для ознакомления с поэтом в системе образования. Творческие возможности С. Коренблита позволили ему чисто эмпирически опреде- лить диапазон мощности песенного множества каждого «нотного портрета» – от 11 до 141 песен 17. Чаще это 20-30 песен, на основе «лучших стихотворений» соискате- ля «нотного портрета». Требования к песням «Нотного портрета». Их ряд, а именно: • Вживание. В работу берётся всё поэтическое наследие поэта, детально изучается максимально возможная информация о жизни и творчестве поэта, вклю- чая его принадлежность к определенному поэтическому направлению. Композитор не упускает из виду то, как сам поэт декламировал свой стих (темп, ударения, инто- нация). • Неизменность оригинала поэтического текста. Композитор не может ни при каких условиях, изменять 18 оригинал поэтического текста. Это более жёсткие усло- вия, чем в песенном сочинительстве вообще (см. рис.1). • Форма. Песня может иметь куплетную форму, но чаще – свободное разви- тие, когда музыка исключительно следует за текстом. • Жанр. Можно использовать качества любого из известных песенных жанров: романс, плач, распев, серенада, частушка, хабанера, музыкальная зарисовка-эссе, баллада, ода, элегия, гимн и др., а также синтез этих жанров. • Длительность. Длительность звучания песни вполне обычна: часто 1-1.5 минуты, реже – более 2-х минут. Композитор ориентируется на длительность звуча- Песня, обязательно опирающаяся на оригинальный текст, созданный профессиональным поэтом. 14 У разных исследователей количество участников такого списка разнится. С. Коренблит ориентиру- 15 ется на список из 300 человек. А, например, у А. Васина упоминается примерно 700. Такая достаточность определяется на основе мнения С. Коренблита с учётом процедуры глубокого 16 вживания в поэтическое наследие каждого представляемого поэта. Если считать, что одному стихотворению соответствует одно особенное психосостояние его авто- 17 ра, то мы имеем здесь важную характеристику качества С.Коренблита – его композиторская психика способна различать 141 поэтическое психосостояние. Это практически в 1,5 раза больше, чем выве- денная нами оценка для песен бардов – 96 песенных психосостояний (96 разных значений песенного гнезда «триединой песни»). Другое дело, что в русской классической поэзии и в бардовской песне мы имеем дело не с одними и теми же психосостояниями. Например, известный бард-композитор С. Никитин написал песню «Тот запах вымытых волос» на 18 стихи Д. Самойлова в своей интерпретации: соединил два четверостишия в один блок и получил куп- лет; прочитал оригинальные строки вперёд и назад, и получил припев; добавил новые строки и полу- чил второй куплет. Песня получилась красивая, но для проекта «Нотные портреты» неприемлема т. к. «песенный текст» и «текст поэтического оригинала» не тождественны. Вообще говоря, в практике со- чинения песен действует рабочая гипотеза: «На любой поэтический текст можно написать музыку, но не на любую музыку можно написать поэтический текст». Такая гипотеза подчёркивает более высо- кую пластичность музыки перед речью вообще и поэтической речью в частности. 4

ния стиха в устах самого поэта. Есть баллады и былины, которые звучат более 10 минут. • Название песни. Композитор вправе дать своё название любой песне «Нот- ного портрета», получая в своё распоряжение дополнительный параметр управле- ния вниманием слушателя песни. • Смысловой штрих. «Нотный портрет» поэта складывается из ряда стихо- творений, распетых в разнохарактерных песнях, причём каждая песня становится штрихом к общему портрету поэта. • Звуковая адекватность источнику. При создании музыки сохранялись такие качества исходного поэтического текста, как: натуральная звукопись, интонации, ритм, эмоциональные акценты. • Звуковая подача. Преобладает «говорящая песенная мелодия», рождаемая композитором из мелодекламации стихотворения. • Сигнал памяти. Песня – это мнемотехнический приём запоминания стиха, лежащего в её основе. Рис. 1. Общая внешняя схема сочинения песни 19. Автор сочетает два потока «Текст» и «Музыка». Сплошная стрелка указывает, что можно использовать два варианта: неизменный текст или неизменная музыка. Разряженная стрелка указывает, что возможно адаптивное изменение или текста, или музыки, или обеих сторон сразу. У С. Коренблита «Текст» счи- тается неизменным. Натуральная звукопись стиха. При создании «Нотных портретов» использу- ется процедура «Натуральная звукопись» – опора звучания песни на естественный ряд гласных букв поэтического текста. Каждая строка стиха записывается только её гласными буквами 20, что обнажает натуральную звуковую основу поэтического тек- ста и даёт композитору толчок для естественного перевода интонации поэтического слова в интонацию музыкальную. Восприятие слов для взрослого человека, происходит как переход от натураль- ной звукописи к смыслу: сначала как звукоряд гласных букв, а потом как звукоряд, наполненный соединением гласных и согласных букв. Сначала воспринимается зву- коряд как музыкальная гармония, а только потом как смыслообразование. История музыки знает множество примеров, когда разные композиторы, в том числе и из разных музыкальных культур, обращались к одному и тому же поэтиче- скому тексту, создавая разные по характеру музыкальные воплощения или музы- кальные интонирования поэтической речи. Почему разные, ведь натуральная звуко- пись одна и та же? – Группируют эти звуки по-разному, соединяя их мелодико- ритмической сетью. С. Коренблит внимательно изучал разнообразие таких сетей в истории песенной музыки, идя по следу ответа на вопрос: «Как натуральная звуко- пись стиха переходит в песню?». Сделал несколько практических выводов 21: В нашей статье «Песенный эксперимент в исполнении песен бардов» (см. в Интернет) приведены 19 более сложные схемы и даны примеры реальной практики песенного экспериментирования. С. Коренблит считает их ударными пунктами речи. Хотя барды нередко делают ударную опору на 20 согласные звуки. Правила – правилами, но есть и исключения из правил. Речь не является полностью формализованным объектом. Станислав Коренблит. «Синтез Слова и Музыки: Гласные звуки-буквы – основные носители музыки 21 стиха». ЧАСТЬ 1. Нотный Портрет. См. в Интернет. 5

• Мелодическое разнообразие. Музыка стиха значительно разнообразней музыкальной мелодии, которую может предложить композитор и который вольно или невольно приуменьшает всё, заложенное поэтом, разнообразие звукоряда. • Мелодическая уникальность. Натуральная звукопись стиха – это уникаль- ный образ (почерк) его автора. Выдающиеся поэты могут повторяться тематически, но не звукописно. Повторение звукописи равносильно и аналогично текстовому пла- гиату. Некоторые сходства в мелодии стиха поэты преодолевают с помощью звуков согласных букв и синтаксиса поэтических строк. • Можно высказать рабочую гипотезу 22, что натуральная звукопись стихов, ставших народными песнями, опирается на частое произнесение подряд одних и тех же гласных и их распев, например О-О-О-О... или А-А-А-А… и т.п. Конкретный пример звукописи. Возьмём стихотворение «Под Масками», отобранное С. Коренблитом, для «Нотного Портрета» А. Блока, цикл «Желания любви». Построим натуральную звукопись стиха, учтя, что чистых гласных звуков в русском языке всего пять: А, О, У, Ы, Э. Остальные гласные звуки составные: Я = йА, Ё = йО, Е = еЭ, Ю = йУ, обертона гортани + И = Ы. Получим таблицу 1. Таблица 1. Пример построения натуральной звукописи Исходный текст Звукопись 1 Звукопись 2 А под маской было звездно А-О-А-О-Ы-О-Е-О А-О-А-О-+И-О-еЭ-О улыбалась чья-то повесть У-Ы-А-А-Я-О-О-Е У-+И-А-А-йА-О-О-еЭ короталась тихо ночь О-О-А-А-И-О-О О-О-А-А-И-О-О и задумчивая совесть, И-А-У-И-А-Я-О-Е И-А-У-И-А-йА-О-Е тихо плавая над бездной, И-О-А-А-Я-А-Е-О И-О-А-А-йА -А-Е-О уводила время прочь. У-О-И-А-Е-Я-О У-О-И-А-еЭ-йА-О И в руках, когда-то строгих И-У-А-О-А-О-О-И И-У-А-О-А-О-О-И был бокал стеклянных влаг, Ы-О-А-Е-Я-Ы-А +И-О-А-еЭ- йА -+И-А ночь сходила на чертоги, О-О-И-А-А-Е-О-И О-О-И-А-А-еЭ-О-И замедляя шаг. А-Е-Я-Я-А А- еЭ- йА-йА-А Что остаётся сделать композитору, решившему написать песню? – Ему нужно сначала начать просто проговаривать сам «исходный текст» с упором на содержи- мое колонки «звукопись 2». Во время перебора разных вариантов музыкально- стилевого проговаривания у него и родится песня, как ответный резонанс психики композитора стиху. Процесс подобного проговаривания звукописи порождает песен- ную речь. Именно в этом состоит, по мнению С. Коренблита, процедура творческого связывания качества «текст» с качеством «иллюстрирующая его музыка». Результа- том становится не просто песня, а – эквивалентная стиху песня, которую С. Корен- блит называет «поэтической песней». Новое понятийное различение и песенная планка. С. Коренблит прекрасно знает, что не всех профессиональных поэтов можно назвать «поэтами-песен- никами». При этом, такое название является редким и в поэтическом цеху. Однако С. Коренблита это не остановило, ибо его цель не песня, а – «нотный портрет». Та- ким образом, заявляется новое различение в понятийном интервале «поэтическая речь – песенная речь», превращая его в цепочку с новой внутренней опорой «поэти- ческая речь – нотный портрет – песенная речь». Хочется подчеркнуть, что введение нового различения не только увеличивает связность рассматриваемого понятийного интервала, но и двигает само понятие «песенная речь» в более высокую сферу – в Исследование свойств и закономерностей натуральных звукописей текстов песен есть вполне 22 определенная проблема песневедения или культурологии песни. 6

сторону «идеальная песенная речь». Теперь любому сочинителю песен может быть задана творческая планка: «Сравните вашу песню с её звучанием как фрагмента «нотного портрета» поэта и только тогда говорите, что вы сочинили песню на стихи этого поэта». 3. Рецензии и отзывы на «Нотные портреты» Изучая отзывы на содержание проекта С. Коренблита и его результаты, мы вы- полнили их смысловое обобщение и пришли к следующему итогу: • Автор галереи «Нотные портреты» выполнил гигантскую и трудноподъёмную для одного композитора и человека работу – творческий подвиг. • Создано огромное множество песенных иллюстраций – подсвеченная музы- кальной поддержкой поэтическая речь. • Количество и качество музыки каждого вокального номера (песни) вполне соответствует качеству выбранного стихотворения и может выполнить роль замены стихотворного оригинала в процессе его школьного заучивания. • Обозначены и начально опредмечены целый ряд важных и новых междисци- плинарных научно-исследовательских проблем, например, «песенная проводимость психики человека и её универсальное значение в жизни человека» и «натуральная звукопись стиха - песня», «педагогическое значение песни», «песня как инструмент лингводидактики», «академическая песня» 23, «поэтическое психосостояние - песен- ное психосостояние». • Методологический уровень исследовательской части не собран явно. Например, такие важные фокусы темы как «исследовательский подход» и «теорети- ческая модель» пытливому читателю приходится самостоятельно и посильно вы- страивать. • Следует отметить высокую сложность рассматриваемой темы. «У меня каж- дый аудиодиск – диссертация по филологии» – так говорит о процессе своего твор- чества сам С. Коренблит. • Львиная доля практики автора есть «композиторская деятельность», которую многие служители сферы искусства считают неприкасаемым таинством, принципи- ально невидимым для научной теории. Композитор С. Коренблит сделал попытку расширения научного видения в песенной практике. Успешность такой попытки оце- нит время – всегдашний оценщик настоящего искусства. • В теоретических построениях автора не обнаружил связок с представления- ми «шаг обучения» по П. Я. Гальперину и «носитель языка» из «Автодидактики» В. А. Куринского. • Представления автора об «авторской песне» желательно опереть на резуль- таты «Культурный след КСП» 24. Особенно на результаты применения деятельност- В наши студенческие годы, регулярно посещая концерты камерной песни в Ленинградской капелле, 23 мы дали название своё название такой песне – «академическая песня», подчеркивая тем самым, что она имеет чисто академический интерес. Как некий принудительный опыт соединения профессио- нального вокала и профессиональной музыки в сложном песенном упражнении. Сегодня же мы пони- маем, что свой музыкальный слух можно настраивать. В песенном слухе есть настройка, соответ- ствующая «академической песне». КСП – аббревиатура названия «Клубы самодеятельной песни». Коренблит С. вспоминает только 24 свои усилия и ссылается на Л. Беленького, не обращая внимания на результаты других авторов. Например, на результаты крыла «кардинальные песневеды бардовской песни» (П. Друпп, А. Мирзаян, В. Ланцберг, С. Орловский). А ведь немалая часть этого культурного наследия уже официально опуб- ликована (см. сайт http://orlovskyysa.wix.com/muzeumbm, сетевой журнал «Релга», открытый Интер- нет). 7

ного исследовательского подхода, который является альтернативой исследователь- ским подходам 25 С. Коренблита. • Несколько известных бардов подвергли сомнению сам замах выполненной работы – представить в песне всю русскую классическую поэзию с педагогической целью? Даже сочинили приговорку: «Голова не парится, сердце не болит – на тебя не зарится даже Коренблит». Открыто намекая здесь на деятельность «музыкаль- ный графоман» 26. • В Интернет выставлены тексты нескольких потребительских заявок 27 резуль- татов проекта «Нотные портреты» от государственных организаций. Там фигурируют цифры, обозначающие многие десятки тысяч аудиокассет. 28 4. Позиция С. Коренблита в культурном следе «Авторская культура песен» На сайте сектора «авторская песня» 29 выставлены песни С. Коренблита, как композитора, озвучившего тексты стихотворений: В. Высоцкого (2 аудиодиска), А. Галича (4 аудиодиска), А. Блока (1 аудиодиск), М. Анчарова (1 аудиодиск). Кроме то- го, в Интернет можно встретить видеозаписи С. Коренблита и отдельные песни в его исполнении на стихи: Ф. Кривина, А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилева, И. Бунина, К. Бальмонта, М. Лермонтова и др. В результате прослушивания песен из этого множества 30, мы отобрали сначала шесть песен, а именно: «Сходящий дым уводит душу» (Ст. К. Бальмонт), «В минуту жизни трудную» (Ст. М. Лермонтов), «Поздним ли вечером» (Ст. Ф. Кривин), «Жест- кой чёрной листвой» (Ст. И. Бунин), «Натянулись гитарные струны» (Ст. А. Блок), «Я верил, я думал» (Ст. Н. Гумилев). В наших статьях мы уже писали 31 о том, что песенный теоретик должен содер- жать в чистоте референтное множество песен своего сектора песенной культуры. Сегодня, в нашем секторе культуры «Авторская культура песен» 32, референтное множество песен насчитывает чуть более 1000 песен от 250 авторов песен. Мы включили Станислава Коренблита в такое множество с двумя песнями: «Жесткой чёрной листвой» (Ст. И. Бунина) и «Натянулись гитарные струны» (Ст. А. Блока). В авторской монографии С. Коренблита «Экология русского языка. Синтез слова и музыки». Крас- 25 нодар, Изд. «Хорс», 2015, 350 с. мы насчитали несколько исследовательских подходов, а именно: филологический, лингвистический, музыковедческий, педагогический, психологический. Здесь известен и публичный ответ С. Коренблита: «Не поэты могут спать спокойно». 26 «В музее А. Блока (в Питере на ул. Декабристов) мои 7 первых пластинок по А. Блоку стали экспо- 27 натами музея. Самым серьезным подтверждением правильности выбранного творческого пути оказа- лась востребованность моих песен в школах с 1991 г., потом гуманитарных вузах с 2005 г., а потом и с 2008 г. в дошкольном образовании (в детсадах)» – из прямой речи С. Коренблита. То есть, проект не просто выполнен, а и востребован – имеет крупного государственного потреби- 28 теля. 29 http://www.bard.ru. В песенной практике известны различия между «поэтической песней» и «автор- ской песней». Станислав Коренблит настаивает, что он работает в секторе «поэтическая песня» – песня, которая всегда опирается на текст из профессиональной поэзии. Авторская же песня только устремлена к тому, чтобы быть опёртой на поэтический текст. В этом множестве примерно 130 песен – 1,3% от общего числа песен, уже написанных С. Корен- 30 блитом. См. наши статьи в Интернет. 31 Такая культура выводит «триединую песню» – песню, соединяющую в себе три песенные линии: 32 самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1. Эта песенная культура является куль- турой песен бардов, а не песенным жанром бардов. Она не тождественна таким понятиям как «ав- торская песня» и «поэтическая песня». Подробнее см. наши статьи в Интернет. 8

Резюме В статье рассмотрен экстраординарный феномен песенного сочинительства композитора С. Коренблита. Читателю предложены 4 раздела: краткая автобиогра- фия композитора, авторско-композиторский подход, рецензии и отзывы на проект «Нотные портреты», позиция композитора в культурном следе «Авторская культура песен». Для анализа культурного феномена предложена процедура «расширенная герменевтика» – классическая процедура «герменевтика текста», дополненная ана- лизом слухового восприятия песен. Процедура анализа развернёт своё содержание в цикле из трёх статей. Эта статья – первая статья цикла. Отмечено, что главный целевой вектор деятельности композитора С. Корен- блита направлен не на сочинение самодостаточных песен, как у бардов, а по- другому – на создание тематических циклов песен. Комплексную культурную оценку феномену С. Коренблита ещё предстоит выстроить. Сегодня же, из множества (около 130 песен) размещенных в Интернет песен С. Коренблита, автор статьи отобрал, в культурный след «Авторская культура песен», две песни: «Жесткой чёрной листвой» (Ст. И. Бунина) и «Натянулись гитар- ные струны» (Ст. А. Блока). 9

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы