Подходы к теме «Музыка как междисциплинарный мост»

В статье рассмотрено новаторское предложение известного музыкального педаго-га С.М. Казиника, направленное на формирование новой модели образования в сред-ней школе. Перечислены возможные содержательные элементы понятия «междисци-плинарный мост музыка-другое»: музыкальная форма (соната, фуга), модуля... больше
14
Просмотров
Научные работы > Наука
Дата публикации: 2015-12-27
Страниц: 7

Подходы к теме «Музыка как междисциплинарный мост» Автор: С. Орловский, 23.12.2015, г. Нюрнберг Что побудило нас взяться за перо в этот раз? – Содержание телепрограммы на российском канале «Дождь», где было показана беседа с новатором образования и из- вестным скрипачом С.М. Казиником 1. Оказывается, этот музыкант является инициато- ром и изобретателем образа «комплексно-волновой урок», который пытаются внедрять в «нескучной школе», в разных странах мира: Швеция, Англия, Россия. Слушая участ- ников голубого экрана, мы невольно вспомнили волну публикаций «новаторы образо- вания» 2 бывшего СССР. Сначала ассоциативно проявились четыре образа этой волны – «опорные сигналы» В.Ф. Шаталова, «короткий урок» и «погружение» М.П. Щетинина, «языковая автодидактика» В.А. Куринского, «музыкальный портрет» С.С. Коренблита. А потом дошло дело и до более глубинных образов дидактики 3 – «шаг образования» И.А. Соколянского и «шаг обучения» П.Я. Гальперина. Почему в нашем ассоциативном ряду нет памяти непосредственно памяти о пе- чатных работах С.М. Казиника? – Да потому, что у него их почти нет в русскоязычном поле, преимущественно интервью. Ведь он не из цеха «профессиональные ученые», а из цеха «профессиональные музыканты», которые имеют своё особенное мнение. Про- сто, кроме исполнения и преподавания музыки, он увлекается ещё и обнаружением её философского наполнения, выступая в этом направлении в позиции «публичный ин- теллектуал» или даже «конструктивный философ» 4. Не столько интересуется, что уже сделано в широком круге новаторов 5 системы образования, а исходит только из значи- мых тем своего личного кругозора. Что-то близкое к песенной строке: «Сами хотим мы во всём разобраться, пусть уж потом разбираются в нас» 6. После образов ассоциативного ряда возник вопрос: «Новатор ли перед нами или просто уникальный человек, деятельность которого нельзя повторить любому линей- ному педагогу средней или высшей школы?». - Перед нами очевидно уникальный чело- век, создавший оригинальный образный ряд – параллельная языковая эвристика музы- ки для обучения глубокого исполнителя и слушателя классической музыки. Михаил Казиник (1951 г.р.) – музыкант (скрипач) и педагог, музыковед и культуролог, писатель и режис- 1 сер, актер и профессор Драматического института Стокгольма, ведущий эксперт Нобелевского концерта. Детство и раннюю юность провёл в Витебске, где с 6 лет начал играть на скрипке и фортепиано. С 1966 по 1970 годы учился у Марка Ботштейна. В 1971 году стал обладателем первой премии на конкурсе кон- серваторий социалистических стран, посвященном 200-летию Бетховена. В 1991 эмигрировал в Швецию, где регулярно проводит конференции и концерты в Скандинавских странах, Германии и Голландии, участвует в проектах, охватывающих целые регионы, преподаёт музыку. Наибольшую известность полу- чил проект, осуществлённый им в Смоланде, где на протяжении трёх лет музыкант дал более тысячи концертов. Вместе с режиссёром Юрием Ледерманом поставил и сыграл множество моноспектаклей («Моцарт против Сальери», «Вместо Чайки», «Кармен»). Открыл мастер-класс в Бергслагене, выпустив в течение десяти лет 14 скрипачей, многие из которых получили признание на международных конкурсах профессиональных исполнителей музыки. Вышли в свет, на русском языке, две его книги «Тайны гениев» и «Тайны гениев-2 или Волновые пути к музыке». Им создан цикл из 64 фильмов под общим названием «В свободном полете или ad libitum». Все фильмы посвящены мировой музыкальной культуре. О нём снят документальный фильм «Казиник, Бог и Дьявол». 1980-е годы. 2 Наука об обучении. 3 4 См. в Интернет нашу статью «Конструктивная философия». 5 А здесь сделано не мало. 6 Строка из песни А.Дольского «Попытаемся вызвать вселенские тайны». 1


Казиник М.С. увлечён поисками решения проблемы перенос знаниевого опыта из музыки и искусства вообще в другие сегменты культуры, в частности – в систему обра- зования. Мол, пришло время, когда современные проблемы развития общества могут быть преодолены за счёт выстраивания междисциплинарных мостов со стороны секто- ра «художественное искусство». Скачок в гуманитарной образованности современного человека должен дать ему внутренние силы и волевую опору для выхода из мирового современного кризиса. Наше пространство перцепции зарегистрировало несколько сигнальных линий но- ваторской деятельности С.М. Казиника, а именно: междисциплинарный перенос «му- зыка -> другое» и «уплотнение связей между гуманитарными предметами». Именно эти тематические линии акцентированы заявителем как новаторские опоры. Сегодня, говоря о содержании образовательной модели, нужно обязательно отме- титься в таких темах как: пространство «шаг обучения» и пространство «тип школы». Мы пытались не только критиковать позицию С.М. Казиника, но и дать ей посиль- ное развитие, а также указали фамилии исследователей, о которых в сообщениях С.М. Казиника не слышно. §1. Экспресс-анализ образовательной заявки Собрав вместе сигналы информации от С.М. Казиника и обязательные сигналы образовательной сферы, мы совершили небольшой экспресс-анализ выдвинутой им инициативы. 1. Междисциплинарный перенос «музыка -> другое». Казиник С.М. предлагает 7 использовать в процессе обучения школьников опыт композиторов музыки. В частно- сти, предлагает использовать две музыкальные формы «соната» 8 и «фуга» 9, 27 типов модуляции 10. Учащиеся должны обязательно научиться различать такие движения му- зыкальной формы. Умение следовать за музыкальной формой позволит соискателю образования существенно изменить качество его внутренней культуры, сделает её бо- лее восприимчивой и многогранной, способной разворачивать высококачественные формы мышления: панорамное, междисциплинарное, гуманитарное. 2. Уплотнение связей между гуманитарными образовательными дисци- плинами. Прежде всего, имеются в виду такие учебные дисциплины как: художествен- Казиник М. Тайны гениев. М.: Легейн, 2010. – 304 с., ISBN 978-5-91491-025-6. 7 Сонатная форма состоит из трех разделов: Экспозиция (Главная партия, Связующая партия (тема), 8 Побочная партия, Заключительная партия), Разработка и Реприза. «Привычка слышать многоголосие фуги ведёт к необычному явлению, которое можно назвать многого- 9 лосием (полифонией) мышления» ( М. С. Казиник. Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке. Москва, 2010). Особенно выделяется 4-я фуга темперированного клавира И.С.Баха – фуга «до-диез минор». Она написана в пяти голосах (пять мудрецов), но включает в себя три РАЗНЫЕ темы (Распятие Христа, Ор- лакивание, преображение). Пять мудрецов, которые одновременно глубоко рассуждают на три разные темы - ТРОЙНАЯ ПЯТИГОЛОСНАЯ ФУГА. Модуляция в музыке – это переход в другую тональность. Наиболее распространена модуляция, осно- 10 ванная на гармоническом родстве тональностей. В данном случае речь идёт об идеях гениев художе- ственного искусства, которые можно рассматривать как множество модуляций выбора направленности человеческого разума с целью фундаментального познания Мироздания. 2

ное слово, история, классическая музыка. Понятие «комплексно-волновой урок» это то, что организует любую информацию как междисциплинарную, привлекая и компануя учебные блоки на этой основе. 3. Пространство «шаг обучения». Согласно практике И.А. Соколянского, обу- чение происходит только на основе опережающего саморазвития. Например, психика соискателя обучения настраивается на слежение за музыкальной формой и делает самое себя более восприимчивой к внешнему воздействию. Образуется потенциальная предоснова для последующего обучения. И шаг обучения можно представить себе как последовательность из двух фаз «саморазвитие» и «собственно обучение». Чтобы этот процесс зафиксировала память ученика, то должны быть выполнены этапы шага обу- чения по П.Я. Гальперину. Однако С.М. Казиник не вникает в дебри дидактики, а счита- ет, что сознательное соединение 11 всех гуманитарных предметов само выполнит в уче- нике всё, что требуется для вспоможения обучению – сработает некий гуманитарно по- знавательный автоматизм. Любой школьный предмет должен быть доступен ученику от гуманитарной опоры. 4. Пространство «тип школы». Сколько типов образовательных школ сегодня известно? Нам известно всего четыре типа школ 12: школа памяти, школа знания, школа понимания, школа мыследеятельности. О каком типе школе говорит С.М. Казиник? – О школе радости, где учиться не скучно и даже весело. При этом упор делается на гума- нитарную культуру. Нам кажется, что С.М. Казиник говорит о «школе понимания», в ос- нове которой лежит обширное использование специальной практики толкования текста «Герменевтика». Ученики такой школы умеют разворачивать пространство мышления герменевтики и мыслить в нём. 5. Пространство «сознательное саморазвитие». Мы называем сознатель- ным саморазвитием процесс, опирающийся на триадную гармонию «развитие - обуче- ние - методологический конспект» (рис. 1). Что остается в ученике после завершения учебного курса? – Способность осознанно воссоздать пространство изученного курса на основе выстроенного учеником (соискателем образования) методологического кон- спекта. Развитие Обучение Методологический конспект Рис. 1. Пространство «сознательное саморазвитие» Наш личный жизненный опыт говорит о том, что процесс обучения сопряжен со встречным процессом самообучения. Обучение как текст, встречается с самообучени- ем и формируется текст «Учебный конспект». Важнейшая задача соискателя познания превратить этот конспект в конспект методологического уровня, компактно сжатый по По нашим представлениям нужно не просто увязать художественную прозу и поэзию с музыкой, а вы- 11 полнить работу по поиску культурных линий, которые выполняют одновременно не одну, а целых две функции: быть вертикализмом и быть мостом. Такую работу способен выполнить человек, работающий в позиции «Компактолог», которую мы описали в нашей одноименной статье в Интернет. Классификация исходит из цепочки нарастания качества выполнения тезиса «Научить мыслить». 12 3


всем правилам культуры методологического мышления. Часто этого не происходит по причине отсутствия методологической культуры мышления и у преподавателя, и у уче- ника. Что говорит С.М. Казиник о методологическом конспекте и его роли? – Ничего. Им предложен не столько метод, сколько идея, которую нужно воплощать как некую техно- логию образовательной практики. Он только консультант и демонстратор, организатор мастер класса для педагогов, но ни линейный педагог, выполняющий междисциплинар- ный перенос. §2. Качества «Музыкальный педагог» и «Выдающийся исполнитель» Недавно ИТАР-ТАСС сообщил, что: «На 81-ом году жизни в столице России умер профессор Московской консерватории Лев Наумов. Он был учеником Генриха Нейгау- за и Виссариона Шебалина, преподавал в консерватории более полувека и вырастил плеяду блестящих пианистов, таких как: Алексей Любимов, Владимир Виардо, Борис Петрушанский, Виктор Ересько, Андрей Гаврилов, Сергей Тарасов, Александр Мель- ников, Василий Лобанов, Алексей Султанов, Андрей Диев, Иван Соколов, Александр Чайковский, Александр Торадзе. Льва Наумова очень высоко ценил Генрих Нейгауз и Святослав Рихтер. В 2002 году Лев Наумов опубликовал книгу "Под знаком Нейгау- за", в которую вошли воспоминания о его великом учителе и самых выдающихся рус- ских пианистах XX века». Как же получается, что одному педагогу удается вырастить выдающихся исполни- телей музыки, а другому это не удаётся? – Простой ответ на этот вопрос вряд ли воз- можен. По крайней мере, нам он не известен, хотя нами подготовлен факультативный курс лекций с названием «Философия музыки» для консерваторий и университетов. 1. Соединение внешней и внутренней сторон слуха. В попытке отвечать на отмеченный вопрос, исследователь выходит на такой сигнал качества музыкального педагога, как «генерация параллельных эвристик». Что это такое? – Это способность педагога находить объяснительные образы, способствующие усилению развитости му- зыкально-смыслового слуха ученика. Образы педагога выполняют роль смысловых проводников музыкальной деятельности его ученика. Внутренний слух ученика находит в этих образах опоры для опредмечивания слуховых различений. «Как это услышать?» - спрашивает ученик. «Направь своё внимание вот таким образом» - отвечает педагог. Таким образом, хороший педагог – это такой педагог, который обязательно даёт ученику дополнительные опоры для его музыкального слуха, соединяя внешнюю и внутреннюю стороны такого слуха. То есть, хороший педагог – это своеобразная копил- ка опыта работы по соединению двух сторон музыкального слуха. Теперь возвратимся к С.М. Казинику. Что он делает? – Он стремится выделить из своего музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта смысловые образы, усиливающие практику исполнителя музыки. Музыка в его словесном суфлиро- вании становиться более понятной для исполнителя и слушателя, позволяя осознанно следить за ньюансами изменения музыкальной формы, улавливать смысловые мосты слухо-музыкальных ощущений. Если речь, употребляющая философские категории, производит «фундаментально-креативный массаж психических опор человека» 13, то музыкальная ткань производит «размягчение жесткости пространства восприятия чело- века». Не называя прямо, а только намекая на возможности и используя скорее расти- Выражение из прямой речи современных «публичных интеллектуалов». 13 4

тельный способ преодоления препятствий, чем в лоб, музыка никогда не уходит без до- стижения финальной части своих устремлений. 2. Не достигая совершенства в метазвуке. Изучая путь развития выдающихся исполнителей классической музыки 14 20 века, мы столкнулись с феноменом «простран- ство интерпретации». То есть, композитор написал нотный текст, а однозначно точного его истолкования не только нет, но и быть не может. Есть только версии: историогра- фическая, прогрессивная и др. Если задать вопрос: «Что извлекает исполнитель из нотного текста? То, что имел в виду только автор музыки – композитор? А может он из- влекает и интонации культурной ситуации, на фоне которой возникал нотный текст? А может в нотах есть ещё и неслышимая простым только акустическим ухом идея музы- кального звука, на особенности которой опёрт фундамент Мироздания? Музыкальный звук принципиально состоит из слышимого ухом и ощущаемого психикой?». В курсе наших лекций по философии музыки мы опираемся на оригинальную дву- хволновую модель 15 музыкального звука: прямая – обычная акустическая волна, обрат- ная – волна метазвука (многогранный ответ окружающего пространства на поданный музыкальный сигнал). Музыку слушает не только человеческий слушатель, но и «про- странственный слушатель». Соответственно этой модели, каждому музыкальному про- изведению можно поставить в соответствие два пространства музыкальных потенциа- лов: пространство акустических потенциалов и пространство потенциалов метаакусти- ки. Процесс исполнения музыки есть процессом путешествия исполнителя в обоих про- странствах. Сложность состоит в том, что этот процесс происходит в реальном време- ни. Доступ и реализация же потенциалов метаакустики происходит с некоторой задерж- кой в реальном времени. Исполнитель как бы находится в двух темпах времени 16: обычное время (очевидно соединенное с техникой извлечения каждого звука) и растя- нутое время (реакция на извлечение звука приходит с задержкой и непростой геомет- рией взаимодействия с источником звуковой акустики). Таким образом, нотный текст – это ключ входа в два отмеченных выше простран- ства музыкальной акустики и маршрут сбора соответствующих потенциалов. Насколько же при этом будет высок уровень достигнутой гармонии? - Это зависит от уровня раз- личения психики исполнителя. Конечно же, это все справедливо действует только при наличие высоких технических навыков извлечения музыкального звука. Здесь уместно дать новое определение понятию «музыкальный слух»: «Музы- кальный слух – это слух, позволяющий воспринимать прямую и обратную волны музы- кального звука». 3. Новые знаки преодоления пауз. Есть простой вопрос: «Пауза – это полное от- сутствие звука или продолжение оперирования со звуком?». Наш опыт натурфилосо- фии музыки показывает, что пауза есть многофункциональным оператором музыкаль- ного потока. Например, она может выполнять функции: полного отражения, частичное отражение, преломление, поворот, пружина, площадка подскока, полупрозрачная лин- за, фокусировщик, подпорная плотина и др. Когда мы встречаем в нотной записи знак «пауза», то мы обязательно уточняем её тип работы с набегающим музыкальным пото- ком в данном месте. Как уточняем? – Специальным мнемоническим знаком. Победители престижных конкурсов среди пианистов, скрипачей, виолончелистов. 14 Создана нами совместно с М.И. Тодриным во время цикла натурфилософских поисков междисципли- 15 нарных мостов переноса знаний из музыки в область проектирования новой техники. Подробнее можно посмотреть в наших статьях по теме «Песни бардов» в Интернет. 16 5

§3. Междисциплинарный перенос из музыки в других сферы культурной практики Эта тема очень интересна. Почему? – Да потому, что законы музыкальной гармо- нии исследователи встречают на всех уровнях изучения Мироздания. 1. Проблема гармонии целого и части. История музыки показывает, что диапа- зон рассмотрения такой гармонии развернут музыкальной практикой в очень широком диапазоне соотношения «целое-часть». Многие, говорящие о так называемом «золотом сечении», забывают, что это только взаимодействие внутри отношения «одно целое из двух частей». А если частей будет существенно больше? Например, более 1000? Что тогда? – А ведь в истории музыки есть ответ и в этом случае. Он носит название «кине- стезия слуха». Но нас интересует не сам феномен, а его неординарный фамильный эквивалент. Он тоже известен – К.С. Сараджев 17. Этот композитор и исполнитель музы- ки различал в октаве 1701 звук 18 и реализовал свое максимальное представление о му- зыкальном исполнительстве исключительно игрой на колоколах, которые же сам под- бирал на основе правильного воспроизведения ими ряда из 17 обертонов. Что это зна- чит в целом? – Это значит, как минимум то, что уже существовала музыка, отталкива- ющаяся от человеческого слуха, различающего музыкальное целое (октава) из 1701 звука. 2. Гармонический рост целого. Целое существует не в единственном числе, а как ряд целого. Но переход от одного состояния «целое» в другое состояние «целое» происходит без разрыва, на основе гармонии связи шагов развития. Как это происходит в музыке? История музыки показывает, что слуховые ощущения музыки начали себя с уровня «натуральная пентатоника» (целое из пяти частей). Сегодня мы имеем широкое рас- пространение двух типов музыки: «европейская темперированная» («диатоника» - це- лое из 12 частей) и «восточная музыка» (целое из 22 частей). Если Европа (Германия, Испания и др.) опирает себя на потенциал классической музыки европейского образца, то страны Востока (Индия, Египет и др.) опирают себя на другой образец. Насколько велико различие? – Его нельзя считать малым. Переход от целого из 12 частей к цело- му из 22 частей плавно без разрывов (гармонически) никак не совершить. Может быть, будет создана специальная переходная музыка. Но нам этого пока не известно. В уже упомянутых наших натурфилософских исследованиях, была высказана ра- бочая гипотеза, что целое движет себя, переворачивая себя в дробь: < Ряд целого > ::= < Целое (1) > -> < Целое (2) > -> < Целое (3) > … < Целое N > ::= < Целое (N+1) > + 1/< Целое (N+1) >. См. в Интернет информацию по адресу: http://www.lib.ru/MEMUARY/CWETAEWA/zwonar.txt. Книга А. 17 Цветаевой «Сказ о звонаре московском». Различение здесь идёт не октавами, а некими «звуковыми деревьями». 18 6

Однако, накопление качеств такого процесса происходит как пространстве функ- циональных свойств музыкальной паузы. 3. Прямая и обратная задача музыкальной геометрии. Как организованы зву- ки современной европейской темперированной гаммы? – Они организованы как гео- метрическая прогрессия длин струн с модулем, равным корню квадратному из двух. Но если рассматривать каждый звук как вектор, то каждый звук имеет разный угол наклона к некой оси, образованной направлениями векторами звуков «начало октавы». Какой смысл этого угла? – Это путь выхода из плоскости в объем. Три звука всегда образуют некий движущийся трехгранный геометрический объём – собственно первое матери- альное тело музыки. Связывая звуки мелодией, получим некий движущийся плоско- гранник. Если осветить его светом, то можно получить некий световой поток, модулиро- ванный геометро-динамическим образом музыки. Прямая задача – это задача перехода от потока музыкальных звуков к моделированному световому потоку. Обратная задача состоит в подборе вариантов звукового потока, соответствующего рассматриваемому световому потоку. Резюме В статье рассмотрено новаторское предложение известного музыкального педаго- га С.М. Казиника, направленное на формирование новой модели образования в сред- ней школе. Перечислены возможные содержательные элементы понятия «междисци- плинарный мост музыка-другое»: музыкальная форма (соната, фуга), модуляция, про- блема гармонии «целое часть», гармонический рост целого, двухволновая модель зву- ка и восприятия. Сформулированы два определения понятию «музыкальный слух»: 1)как способность слежения за ньюансами музыкальной формы; 2) как способность воспринимать прямую (акустическую) и обратную (метаакустическую) волны музыкаль- ного звука. А также сформулированы определения понятий «качественный музыкаль- ный педагог» и «пространство сознательного саморазвития»: 1) Человек, способный генерировать параллельные языковые эвристики, развивающие практику исполнения музыки; 2) Триадное пространство «развитие - обучение - методологический конспект». Названы примеры прямой и обратной задач геометрического понимания музыки. 7

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы