Проект Анатолия Васильева. Cоздания и функционирования в Москве "Кафедра лабораторных исследований"

Проект создания и функционирования в Москве Государственного бюджетного учреждения культуры «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра» Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева краткое описание (в соответствии с Государственным контра... больше
14
Просмотров
Прочие документы > Искусство
Дата публикации: 2014-03-02
Страниц: 17

Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева Проект создания и функционирования в Москве Государственного бюджетного учреждения культуры «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра» краткое описание  (в соответствии с Государственным контрактом № 61/оз  от  24.07.2012 на оказание услуг  по разработке проекта создания и функционирования в Москве учреждения культуры с  профилем научно‐исследовательского типа – Центр лабораторных исследований  теории и  практики театра)            Москва 2012   1   


ВСТУПЛЕНИЕ Вновь создаваемое Учреждение культуры с профилем научно-исследовательского типа называется «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра». Почему это Кафедра? Я пришел в профессиональный театр в возрасте 26 лет. Поступил на режиссерский факультет ГИТИСа в тот блестящий период кафедры режиссуры, когда заведующим кафедрой была профессор Мария Осиповна Кнебель, у которой я и закончил курс профессионального образования. Не я один, многие из поколения пост-шестидесятников пришли в образование театром с крылатой фразой на губах: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много миру сказать добра». Может немного пафосно, как теперь принято говорить, но хорошо, и правильно, и не стыдно повторить и сейчас вслед за Николаем Васильевичем Гоголем, а ведь сказано очень давно о нашем взаимном деле, почти двести лет назад. Почему это лаборатория? Из всех форм закрытой репетиционной работы для меня лаборатория всегда была самой увлекательной. Театр, о котором я знал от других: или на лекциях и встречах, или на репетициях, чужих, а потом своих, никогда не был постановочным. Режиссеры и педагоги театра не стремились к результату. Процесс репетиции был любовью участников будущего спектакля от актеров до бутафоров. В моей личной практике на протяжении 20 лет я шел от театра спектаклей к театру-лаборатории. «Школа драматического искусства» позиционировала себя в триаде: образование (педагогика), лаборатория, спектакль. Суть лаборатории в углубленном практическом освоении элементов актерской техники, в постановке задач, выходящих за рамки профессионального образования. Только опытом лабораторной работы можно открыть неизвестные методики и практики, позволяющие создать индивидуальные, неожиданные сценические образы – и хочется сказать: которых теперь так не хватает. Что на Кафедре от театра? Лаборатория как исследование и лаборатория как репетиция – эти формы работы от театра-лаборатории. Репетиция как спектакль. Такая форма работы - от театра спектаклей. Новая триада внутренней работы Кафедры: исследование, лаборатория, спектакль. Спектакль как открытая (публичная) и законченная форма исследования теории и техник театра. Что означает исследование? Прежде всего – знание теории искусства драматического театра, изучение различных техник и их исследование на практике. Теория практики и практика теории – эти вопросы больше всего меня интересовали в работе с актерами. За многие годы каждодневных репетиций, которые на самом деле были лабораториями, я прошел путь от театра психологического к театру мистериальному. Лабораторные опыты в метафизической драме закончились построением не только спектаклей, но зданием для этих спектаклей. Уникальным театральным сооружением на Сретенке. Я часто выбирал не авторов, не волновавшие воображение сюжеты и темы, меня больше всего интересовали неожиданные проблемы теории театра: методики и различные техники, которые бы мне помогли найти ключ к авторскому драматическому опусу, расшифровать драму, спрятанную от меня в веках, или еще неясную как современную. 2   

Исследование (и образование) в области не-тематической, или не-идеологической, но прежде всего технологической, то есть, в области самого предмета театра. Не только интуитивный поиск и интуитивный эксперимент, но и методический, теоретический и практический навык. Опыт как умение исследовать неизвестный материал, не повторяя рутинных приемов из практики постановочного театра. Исследование относится к деятельности научной, хотя не принято в таком аспекте говорить вообще о театре, тем более о театре спектаклей. Что на Кафедре от профиля научно-исследовательского типа? Исследование различных техник театра и исследование теории этих различных техник. В лабораториях практическим опытом исследований актеры-участники воспитываются процессу сценической жизни, а не ее результату. Но лаборатория не только исследует. Поскольку исследуется на ком-то, то этим «кто-то» становится сам актер-участник. Именно человек-актер является носителем этих техник. От опыта к опыту он постепенно становится просвещенным в области своего искусства. Меня могут спросить: а какова польза от деятельности «Кафедры лабораторных исследований»? Отвечу современным языком: актер как человек творящий - и есть полезный продукт деятельности Кафедры. И, пройдя путь лабораторных исследований, он начнет сам передавать умения и знания, он сможет сам стать Мастером, педагогом, или просвещенным профессионалом в области сценических искусств. Что такое театр? Театр как наука о театре, о живом театре в нас, носителях действенной, игровой сущности этого искусства. Два явления наблюдаются в современном театре, для которых можно было бы подобрать острые определения, например: кризис Мастеров и время несогласных. Мастера растеряны. Несогласные рассержены. Кафедра могла бы стать мостом между растерянными и рассерженными, или тоннелем, соединяющим два берега одного театрального потока, еще невидимым и не таким открытым как мост, но уже стремящимся к объединению разъединенного единства: растерянных с рассерженными, Мастеров с несогласными. Что такое техники? Техника (греч. techne – искусство) – искусство, мастерство. 1) совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (например, музыкальная техника, речевая, актерская техника). 2) совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных и культурных ценностей (например, наука, ремесла). 3) совокупность правил, которыми руководствуются при изучении искусства; правила приложения теории к делу, к практике. Несколько слов о структуре Вступление рассказывает о малой части всего Проекта под названием «Кафедра», но эта малая часть самая важная, основообразующая. Лабораторные исследования техник, с которых начинается деятельность Кафедры, подобны центру, ядру, из которого исходит деятельная энергия и весь строительный материал из идей, методик, тренинговых дисциплин и репетиционных приемов. Можно сказать, что это базовые, фундаментальные исследования, которыми складывается архитектура Кафедры. 3   


Кафедра строится из двух уровней и семи ступеней. Уровень внешний и уровень внутренний. Внутренний - это уровень исследования, самой лаборатории и специального образования для лаборатории, подготавливающего кадры для лаборатории. А внешний уровень - это уровень общего образования и просвещения, цели и задачи которого ясны уже из самого определения: образование и просвещение в области искусства театра. Исследование и образование - две противоположные части одного и того же взаимного дела. Никакое живое образование невозможно без исследования в области предмета образования. Образование засыхает подобно дереву, если оно оказывается высаженным в пустыне исследования. Необходимо повторить эту простую истину, что исследование - внутренний уровень исследования в работе Кафедры - база для образования как специального, так и общего. Кафедра определяет свою деятельность в области пост-образования. Дефицит субсидируемого пост-образования значительный: в Москве, и в Российской Федерации. Многочисленные театральные компании, пропагандирующие мастер - классы и прочее, случайны, хаотичны, зависят от выделяемых по симпатиям грантов или спонсорских подачек. Между тем как подлинное углубленное образование начинается только на этапе профессиональной деятельности. Два уровня образования - специального и общего - будут подготавливать людей театра на территории сознательного профессионального возраста, которому необходимы знания и навыки для самосовершенствования. Кафедра работает и взаимодействует прежде всего с человеком театра. С которым она исследует и совершенствует техники на материале самого человека, самого участника, а участником может быть - и актер, и режиссер, и педагог. Эти три профессии одного и того же дела театра участвуют на равных творческих правах в процессе лабораторного исследования и изучения техник (одной или нескольких). На материале самого участника - ученика. Так актер, режиссер, педагог становятся не только специалистами в области какой- либо техники, но носителями этих техник. В конце концов, речь идет о лабораторном строительстве искусства театра на самом себе как на носителе профессии. И так воспитываются Мастера. Внутренний и внешний уровни Кафедры делятся на семь ступеней. Первая ступень (как ядро, центр) обеспечивает деятельность всей Кафедры, включая: специальное, общее образование, просвещение, научно - теоретическую работу, публично - информационную работу и техническое обеспечение всех ступеней Кафедры. От качества работы первой ступени зависит качество деятельности и функционирование «Кафедры лабораторных исследований теории и техник театра».                                    4   

  СТРУКТУРА КАФЕДРЫ. ОПИСАНИЕ. Первая ступень. Лаборатория Деятельность Кафедры начинается с Лаборатории. Лаборатория предполагает углубленную работу в области различных техник, исследующих и практикующих искусство драматического театра. Таких лабораторий предполагается 7 (семь). Каждую лабораторию ведет Мастер вместе со своими педагогами, ассистентами и инструкторами. I. Лаборатория базовых техник как лаборатория, начинающая и объединяющая жизнь всех других лабораторий, предполагает практику и исследования в области «переживания»: 1/ психологических или ситуативных структур, позиционирующих себя как психологический театр, 2/ игровых структур и 3/ структур перехода. Примечание: практика психологического театра привела к необходимости открытия других действенных структур, которые получили свое название как игровые структуры и как структуры перехода от психологических к игровым. II. Русская школа определяет предмет искусства драматического театра как действие. Восточные практики изучают действие как энергию, внешнюю и внутреннюю: аккумуляцию энергии, управление энергией и распространение энергии. Лаборатория восточных техник углубляет познания актера как инструмента (носителя энергии) для практики в области базовых структур. III. Лаборатория вербальных и метафизических техник Психика, физика и слово – три начала, определяющие жизнь актера как «человека сценического». Область «действия в слове» наиболее запущена и не разработана в современном театре. Особенно, если речь идет о высоких жанрах, таких как трагедия, мистерия, притча, поэтическая драма. В лаборатории вербальных и метафизических техник предполагается освоить эту наиважнейшую составляющую искусства драматического театра. IV. Лаборатория голоса предполагает ту же самую работу «действия в слове», но – в отличие от предыдущей лаборатории – не в «сказанном» слове, не в «речевом» слове, но в «спетом». Можно сказать, что это та же самая работа, но на другом материале – на материале вокала. Это исследование в области метафизики слова, но для актера поющего. Театр, стремящийся к синтезу искусств, все больше и больше включает «спетое» слово в практику искусства драматического театра. V. Лаборатория техник физического действия и движения исследует практику действия в теле актера. В театре второй половины ХХ века физическое действие стало доминирующим и вытеснило другие техники. Распространение физического театра на 5   

драматической сцене требует фундаментального исследования в этой области – действия в «физике», или действия в теле. Тем более, что эта проблема впервые была поставлена русской школой театра. VI. Лаборатория импровизации и актерских тренингов – как начальная школа для каждого драматического актера, открывающая индивидуальность, обучающая фантазии, владению элементами различных актерских техник и свободному сочинению драматических сюжетов. VII. Лаборатория экспериментальных техник (все другие техники) – открытая лаборатория для техник различных театров, лаборатория, в которой можно было бы собрать все интересное, что есть по миру, различные техники самых разнообразных театральных культур мира. Общее количество всех актеров лабораторий – 34 актера – это состав всех семи лабораторий, практикующих у Мастера Кафедры в лаборатории базовых техник. Остальные шесть лабораторий (они никогда не работают все вместе одновременно) включают в себя актеров базовой лаборатории: частично, в равных или неравных долях, в зависимости от Мастера лаборатории. Не каждый из участников шести лабораторий является участником базовой лаборатории – в зависимости от его персональных качеств и умений. Базовая лаборатория, которой руководит Мастер Кафедры, включает все 34 человека. Все актеры – участники Лаборатории набираются по конкурсу. Актеры проходят экзамен по всем шести направлениям лабораторий. Конкурсант может быть актером, режиссером или педагогом. Лаборатория является ядром Кафедры, первой ступенью, поэтому в «базовую лабораторию» должны быть выбраны лица, которые обладают максимальными личностными возможностями. Эти актеры (все 34) являются постоянным актерским штатом Кафедры на несколько лет, подобно актерскому штату театра. Возможна ротация, если кто-то уйдет (по творческим или не творческим причинам), на его место может прийти другой. Все актеры становятся носителями изучаемых техник, поэтому по результатам деятельности Кафедры воспитываются будущие Мастера, педагоги, ассистенты, инструкторы, актеры и режиссеры. В случае, если лаборатория развивается положительно, Мастер может создать спектакль с актерами – участниками лаборатории. Особенностью процесса работы Кафедры является исключительный факт: в привычном смысле театра лаборанты – это актеры, а в проекции научно- исследовательского института – они исследователи. Возможно участие русских и зарубежных актеров-лаборантов. В качестве Мастеров, педагогов, ассистентов и инструкторов лабораторий могут приглашаться как русские, так и зарубежные специалисты. 6   

Вторая ступень. Специальное образование. Курсы. Специальное образование предполагает образование в области базовых техник: 1/ психологических или ситуативных структур, 2/ игровых структур и 3/ структур перехода. Специальное образование отличается от Лаборатории, как отличается образование в области предмета театра от исследования этого предмета театра. Взаимоотношения между Курсами специального образования и базовой Лабораторией строятся, как отношения студии при труппе с основной театральной труппой. Подобно тому, как из Студии образуется Театр. Специальное образование подготавливает актеров для углубленной работы и изучения различных техник театра, которое мы называем исследованием (Лаборатория). Предполагается группа, или команда актеров из 34 человек, которые отбираются по конкурсу из профессиональных актеров, режиссеров и педагогов театра. Это пост- образование для лиц, уже имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств. Специальное образование ведут Мастера, педагоги, ассистенты, инструкторы из Лаборатории, как постоянные, так и приглашенные, а также педагоги, прошедшие подготовку в Лаборатории. Общая длительность специального образования: два года (двухгодичные курсы); 21- 24 недели в течение года, с перерывами; длительность каждой сессии формируется произвольно, но не менее 2-3х недель. В конце каждой сессии обязательны открытые показы, в конце первого и второго годов – конкурсный показ, по результатам которого участник курсов может перейти в Лабораторию, или продолжить Специальное образование, или закончить курсы. Специальное образование неоплачиваемое для курсантов. Выплачивается минимальная зарплата в зависимости от качества работы на курсах. Третья ступень. Общее образование. Стажировки В отличие от первых двух ступеней (Лаборатории и Специального образования) Общее образование это ступень внешней работы Кафедры. Это открытая деятельность, направленная не на воспитание мастеров, педагогов, актеров в области совершенного владения какими-то техниками: это не область воспитания, а область общего образования. Это внешняя деятельность Кафедры, внешняя работа, и в этой деятельности Кафедра себя позиционирует через пост-образование. В пост-образовании самым важным является детальное изучение профессии театра, уже после практики и театральной школы. В первых профессиональных шагах возможна только встреча с профессией. В пост-образовании дается возможность научиться профессии конкретно и в деталях, на основании того опыта, который был получен ранее. Пост-образование – это то, что упущено в театральной педагогике, существует в неразвитой форме, не является сферой государственной поддержки, случайно финансируется и не регулярно обеспечивается государством. При этом является совершенно необходимым. Образовательная форма Третьей ступени – стажировки. 7   

Предметом стажировки предлагается одна из базовых техник: психологическая, игровая или техника перехода. Актеры, режиссеры или педагоги театра отбираются для участия в стаже в результате конкурса, который проводится как на Кафедре, так и в других институциях или городах. Количество участников может быть произвольное, в зависимости от конкурса или целевого назначения. Максимальное количество стажеров – 34 человека. Также возможен набор вольнослушателей стажа и гостей. Стажировки ведут педагоги, ассистенты, инструкторы из Лаборатории, как постоянные, так и приглашенные, а также педагоги, прошедшие подготовку в Лаборатории. Обязательно участие одного Мастера. Продолжительность стажей – 3-4 недели 2-3 раза в год для одной постоянной группы. В случае целевого набора возможно проведение стажей в более короткие сроки. Предполагаются стажировки как для частных лиц, так и в партнерстве с фестивалями, общественными театральными организациями, институциями и творческими союзами, как московскими, так и федеральными. Форма участия в стажировках – платная. В конце года стажировок предполагается открытый конкурс, по результатам которого возможно участие актера в ступени «Специальное образование» или продолжение стажа «Общее образование». Четвертая ступень. Просвещение Просвещение, как и Образование, по факту своей работы относится к внешней деятельности Кафедры. Это подготовка лиц различных профессий театра в одной или нескольких дисциплинах (или техниках), которые исследуются семью (7) лабораториями Кафедры. Но есть и различие. Просвещение не предполагает практического образования. Это перманентный обмен знаниями, опытом, творческими идеями в широкой области театра. Обмен возможен и для творческих групп: локальными методиками и оригинальными практиками как в закрытой форме, так и в открытой. Предлагаются четыре уровня работы: 1/ просвещение для просвещенных в формах конференций, коллоквиумов, симпозиумов, и т.п. Эта уникальная деятельность соответствует профилю Кафедры научно - исследовательского типа. Кафедра как театр впервые впускает в свой дом «на постоянное жительство» науку о театре не для любопытства, а для практического пользования. 2/ просвещение для профессионалов в формах различных мастер-классов, коротких лабораторных сессий, тренингов, и т.п. Предлагается сотрудничество с различными Центрами, образовательными отделами и программами, взаимодействие с СТД города Москвы и периферии, другими союзами, театральными институтами и учреждениями. 3/ просвещение для дилетантов в формах открытых уроков, репетиций, и т.п. Этот уровень работы наиболее открыт для лиц молодого возраста, будущих профессионалов сцены, которые студийно собираются в группы пока из любопытства к театру, тех, 8   

которые в силу сложившихся обстоятельств оказались лишенными клубов, дворцов, домов культуры, в которых воспитывались поколения людей театра. 4/ для широкой публики в формах творческих встреч, лекций, презентаций и т.п. Четыре уровня просветительской и научной деятельности создают благоприятный фон для популяризации «Кафедры лабораторных исследований». Просвещение ведут сотрудники научно - теоретического отдела вместе с Мастерами и педагогами Лаборатории, а также актеры - лаборанты, актеры - участники курсов, актеры - стажеры Возможно участие приглашенных русских и зарубежных специалистов в области различных знаний и умений театра. Возможны командировки по городам России и ближнего зарубежья с просветительскими намерениями по приглашению или по собственной инициативе. Для русских и зарубежных участников. Количество не ограничено. Пятая ступень. Научно-теоретический отдел. Мотивации Это ступень собственно научно-теоретической работы. На этой стадии происходит реальное осмысление и анализ результатов конкретной работы Кафедры. Поэтапно это может выглядеть следующим образом: а/ Фиксация и архивирование материалов живой работы (уже с их предварительной классификацией). Создание «внутренней библиотеки» Кафедры с возможностью ее использования как своеобразного «гипертекста». б/ Анализ материала и его теоретическая и творческая обработка. Здесь начинается выход за пределы Кафедры: подготовка научных конференций, публикация статей и монографий. в/ Новые комментированные издания теоретических работ классиков русской театральной школы, посвященных техникам театра. г/ Он-лайновый «дневник» теоретических материалов с возможностью широкого научного обсуждения на специальном сайте Кафедры. д/ Еще более широкий круг осмысления и обсуждения: переводы материалов и творческих тематических узлов, подготовленных Кафедрой (уже по специальным заказам международных партнеров). е/ Встречная переводческая деятельность: комментированное издание театральных статей и книг, имеющих бесспорную научную ценность. Сотрудничество с западными периодическими изданиями (университетскими вестниками, театральными журналами т.д.). ж/ Организация международного обмена научными специалистами (как в практической области театральных техник, так и в теоретической области, с приглашением специалистов из академической и театральной среды). з/ Постепенная подготовка Magnum Opus Кафедры – то есть осмысление общего направления развития русской театральной школы, взятой в неразрывной взаимосвязи: педагогика – лаборатория – практика – теория. 9   

Шестая ступень. Публично-информационный отдел. В работу отдела входит публичное распространение информации в области деятельности «Кафедры лабораторных исследований», а именно: семь лабораторий, образование специальное и общее, просвещение на четырех уровнях, и прочая публичная деятельность. А так же распространение результатов работы научно-теоретического отдела. Научно-редакционная и издательская деятельность, которые особенно необходимы в связи с катастрофической нехваткой узко-профессиональных текстов. Создание он-лайнового «дневника» с возможностью научного и публичного обсуждения на специальном сайте Кафедры. Переводы опубликованных работ на английский язык, как наиболее востребованный и распространенный, а так же на другие языки. Переводы современных (западных и восточных) театроведческих источников, близких по духу основным лабораторным направлениям Кафедры. И прочая деятельность, позволяющая регулярно присутствовать в средствах массовой информации. Седьмая ступень. Творческо-технический отдел Традиционно мы относим техническое сопровождение спектакля к прикладной функции производства. На самом деле, мы давно находимся в периоде высоких технологий, что в принципе меняет функции этого отдела. Он перестает быть прикладным, вспомогательным, приобретает самостоятельную силу, начинает влиять на художественный образ спектакля. Порождаются новые жанры на сцене драматического театра: перформансы, визуальные представления, etc. Мы видим, как видео сопровождение становится доминантой действия, визуальные решения и технологиии начинают доминировать на сцене. В конце концов, мы говорим о том, что современный театр вступил в эпоху постдраматического театра. И это проблема не только высоких технологий, это проблема изменения сознания – сознания человека на сцене, и человека в зрительном зале. Мы наблюдает, что драматическое искусство начинает существовать на границе между собственно драматическим театром и визуальным театром, в промежутке между искусством драматического театра и искусством художественного перформанса. И поэтому мы определяем задачи этого отдела – как художественно-техническое обеспечение и сопровождение всех ступеней деятельности Кафедры. Это ступень итоговая, завершающая, она суммирует и обеспечивает жизнь всех предыдущих ступеней. Без создания развитого творческо-технического отдела, полноценное существование всех других ступеней и самой Кафедры закрыто, кулуарно, подобно жизни за закрытыми дверями. Творческо-технический отдел обеспечивает и реализует следующие виды деятельности: 1. Документация, регистрация деятельности Кафедры: лаборатории, специального и общего образования, просвещения, научно-теоретической работы. 2. Создание учебных программ. 3. Создание учебных пособий по закрытым тренингам, лабораторным техникам, а так же по курсам импровизации и этюдов. 10   

4. Создание художественного видео на материале импровизационных (этюдных) репетиций, не обладающих возможностью к повторению и закреплению результата. 5. Создание художественных произведений в жанре «спектакль-фильм» как из архивного, так и современного материала. 6. Реставрация и реконструкция архивного материала. 7. Работа с архивом. Создание гипер-текста с указанием внутренних путей и нелинейных связей между отдельными разделами и направлениями – мата-cвязи между лабораториями. Создание ключей, позволяющих вынимать целый кусок определенной проблематики, латентно присутствующий в деятельности разных ступеней Кафедры. 8. Работа библиотеки Кафедры и демонстрационного зала. 9. Сопровождение репетиций, открытых показов и спектаклей. Традиционные виды деятельности технического отдела. 11   

СТРУКТУРА КАФЕДРЫ. ДОЛЖНОСТИ СТРУКТУРА КАФЕДРЫ. ДОЛЖНОСТИ Лаборатория (центр). Первая ступень n.1. Лаборатория базовых техник: психологических (ситуативных), игровых и переходных структур n.2. Лаборатория восточных техник (внутренних и внешних) n.3. Лаборатория вербальных (слово) и метафизических техник n.4. Лаборатория голоса n.5. Лаборатория техник физического действия и движения n.6. Лаборатория импровизации и актерских тренингов n.7. Лаборатория экспериментальных техник (все другие техники) 1-я лаборатория – постоянный штат сотрудников, 2,3,4,5,6-я лаборатории – постоянно переменный состав сотрудников, 7-я лаборатория – переменный состав сотрудников Количество – 34 актера (5 по 5-6 актеров, 1 по 4-5 актеров) Конкурс Русские и зарубежные актеры Русские и зарубежные мастера, педагоги и ассистенты Предполагаются обязательные открытые уроки, репетиции, показы. В случае удачной работы актеров лаборатории возможно завершение спектаклем. Внутри лаборатории предполагается воспитание из актеров лаборатории инструкторов, ассистентов и педагогов. 1 Мастер - заведующий кафедрой 1 2 Мастер - заведующий лабораторией 5 3 Мастер - заведующий лабораторией экспериментальных техник 1 4 Наставник мастера 3 7 5 Педагог 5 6 Инструктор 3 7 Ассистент 1 8 Ассистент-куратор 2 9 Переводчик 1 10 Ассистент-переводчик 2 11 Концертмейстер 34 12 Актер-лаборант 12   

Специальное образование (курсы). Вторая ступень Для всей группы – в области базовых техник, а также факультативные лаборатории отдельных техник, в зависимости от успехов базового образования. Ведут: мастера, педагоги, инструкторы и ассистенты из Лаборатории (Центра). Кол-во: 34 актера (одна группа) Конкурс Русские и зарубежные актеры Русские и зарубежные мастера, педагоги и ассистенты В конце курсов предполагается открытый конкурс, по результатам которого возможно участие в ступени «Лаборатория» или продолжение курса «Специальное образование». 34 1 Актер - участник курсов 4-8 2 Актер - вольнослушатель курса 3 Педагог - руководитель курса 1 4 Куратор 1 Общее образование (стажировки). Третья ступень Предполагается практическая работа для лиц, прошедших конкурс, а также целевых групп (конкурс проводится на местах) Для всей группы – в области одной из базовых техник, а также знакомство со всеми другими уровнями базовых техник: психологической, игровой и перехода. Ведут мастера, педагоги, инструкторы и ассистенты из лаборатории центра Кол-во 34 актера (одна группа) Конкурс: у мастера или по целевому месту Русские и зарубежные актеры Русские и зарубежные мастера, педагоги и ассистенты В конце стажировок предполагается открытый конкурс, по результатам которого возможно участие в ступени «Специальное образование» или продолжение стажа «Общее образование» 34 1 Стажер 4-8 2 Вольнослушатель 6-10 3 Гость 1 4 Педагог-руководитель стажа 1 5 Куратор Просвещение (конференции, мастер-классы). Четвертая ступень Не предполагается практического образования. Это обмен знаниями, опытом, творческими идеями в широкой области театра. Четыре уровня работы: 13   

а) просвещение для просвещенных в формах конференций, коллоквиумов и тп б) просвещение для профессионалов в форме различных мастер-классов, коротких сессий и тп в) просвещение для дилетантов в формах открытых уроков, репетиций и тп г) для широкой публики в формах творческих встреч, лекций и тп. Ведут сотрудники научно-теоретического отдела вместе с мастерами и педагогами лаборатории, а также актеры лаборанты, актеры участники курсов, актеры стажеры. Возможно участие приглашенных русских и зарубежных специалистов в области различных знаний и умений театра. Для русский и зарубежный участников. Количество не ограничено. 1 1 Куратор 1 2 Администратор 5 3 Специалист-театровед (из научно-теоретического отдела) Научно-теоретический отдел (мотивации). Пятая ступень Предполагаются сотрудники высшей квалификации: профессоры, кандидаты наук, преподаватели в области знаний по всем семи направлениям Лаборатории (первая ступень) от сакрального и до реального театра (Восточный театр. Античный театр. Европейский театр. Русский театр). Область специального исследования отдела – теория техник театра, их коннотации и мотивации. Аккумуляция, хранение и обработка материалов и информации, напрямую связанных с деятельностью Кафедры. Подготовка текстов по итогам работы лабораторий. Архив (видео, аудио, фото, документы) и библиотека, обеспечивающая доступ к материалам архива. Архивы отдельных режиссеров и мастеров. 1 Заведующий научно-теоретического отдела 1 2 Ведущий научный сотрудник 1 3 Старший научный сотрудник 2 4 Научный сотрудник 1 5 Архивариус 1 6 Сотрудник архива 2 Публично-информационный отдел. Шестая ступень Публичное распространение информации, лабораторных методик и материалов в области деятельности Кафедры. Распространение результатов работы научно- теоретического отдела. Библиотека для работы с видео, аудио и электронным архивом. Демонстрационный зал. Издательская деятельность: издания на электронных, видео, аудио и бумажных носителях. 14   

Творческо-технический отдел. Седьмая ступень Художественно-техническое обеспечение и сопровождение всех ступеней деятельности Кафедры. Мемориальная Мастерская сценографа и архитектора Игоря Попова 15   

  САМЫЕ ВАЖНЫЕ МОТИВИРОВКИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ ПО ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПО АДРЕСУ УЛ. ПОВАРСКАЯ Д 20-18 ПОД УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ С ПРОФИЛЕМ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА «КАФЕДРА ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИЙ И ТЕХНИК ТЕАТРА» Учреждение культуры «Кафедра лабораторных исследований теорий и техник театра» с профилем научно - исследовательского типа создается на базе бывшего «Московского театра «Школы драматического искусства» по адрес ул.Поварская д.20-18. Краткая справка. В конце 1986 года вновь создаваемый Экспериментальный театр разместился на территории жилого дома по адресу ул. Воровского д.20 на площадях полуподвального помещения и одной квартиры 1-го этажа здания постройки начала XX века под меблированные апартаменты и в советское время заселенного коммунально. В канун 90-х годов началось расселение коммунальных квартир и приватизация освободившихся площадей под частную собственность. Так сформировалась структура дома – по факту освоения и заселения - с доминантой московской собственности под Учреждение культуры «Московский театр «Школа драматического искусства». Однако после реорганизации театра «Школы драматического искусства» и передаче его площадей в управление «Дирекции проекта «Открытая сцена» функции дома № 20 были перепрофилированы или, можно сказать, – стали на свои места. Теперь это жилой дом с доминантой приватной, поквартирной собственности, в котором «ютится» московская собственность Учреждение культуры под название «Открытая сцена». Факт типичный для Москвы и не только для Москвы. Создание «Кафедры лабораторных исследований теорий и техник театра» предполагает восстановление статута московского Учреждения в новых условиях жилого дома для собственников по ул. Поварская д.20. Цели и задачи Приспособления, выраженные в коротких указаниях: Приспособить, разделить, автономизировать, изолировать, сохранить (как памятник архитектуры). 1. Повернуть ось главного входа в здании на Поварской д.20 для Учреждения культуры «Кафедра» с юго-востока (парадный вход в жилой дом) на северо-запад (парадный вход в Учреждение культуры «Кафедра»). Сформировать вход со двора, приспособив часть территории под фойе и благоустроив прилегающую к входу территорию. Вход со стороны ул.Поварской оставить, как вход специального назначения для VIP - персон. 2. В дальнейшем (как часть великого культурного наследия Москвы) рассмотреть возможность воздвигнуть во дворе 20 дома памятник-стеллу "В память о В.Э.Мейерхольде и его 5-й студии". 5-я студия располагалась по адресу ул.Поварская д.16, и была снесена при строительстве Калининского проспекта. 3. Бывшие «черные лестницы» в двух крыльях здания перепрофилировать как основные (парадные), ведущие из фойе «Кафедры» во все служебные и репетиционные 16   

помещения, изменив их дизайн и функцию. Таким образом, организовать четыре основных потока на территорию Кафедры: в правое крыло здания, в левое крыло здания, вниз на территорию студий и репетиционных залов и вверх на территорию актерского общежития. 4. Автономизация инженерных коммуникаций Учреждения культуры (точно так же, как главного входа и лестниц) является первостепенной необходимостью в проекте Приспособления, в связи с изменением формы собственности дома №20 (поквартирная приватизация). 5. «Дирекция проекта «Открытая сцена» приспособила территории бывшего театра «Школа драматического искусства» под свои нужды – необходимо вернуть планировки и интерьеры в прежнее расположение, согласно авторскому «Свидетельству о депонировании и регистрации произведения – объекта интеллектуальной собственности» (авторы: Васильев А.А. и Попов И.В.). 6. Основная деятельность Кафедры с профилем научно - исследовательского типа не связана с созданием и эксплуатацией спектаклей, как было в бывшей «Школе драматического искусства», в связи с этим появляется необходимость увеличить количество репетиционных помещений, студий, раздевалок и гримуборных под новые цели и задачи лабораторной и образовательной работы Кафедры. 17   

Chkmark
Всё

понравилось?
Поделиться с друзьями

Отзывы