Философия как образ жизни

С тех пор как человек стал человеком, он задает вопросы. И если сегодня нам кажется, что он перестал делать это, не будем обманываться. Вопросы продолжают будоражить его. Когда у нас есть вопрос и нам дается ответ, нужно уметь применить этот ответ в жизни. Но если я ни чего не могу сделать со своим о... больше
65
Просмотров
Книги > Философия
Дата публикации: 2013-05-31
Страниц: 82

Делия С. Гусман Философия как образ жизни Делия Стейнберг Гусман — фило- соф, писатель, музыкант, лауреат многих музыкальных конкурсов, кавалер Парижского Креста Фран- цузской академии в области искус- ства, науки и литературы. Ее перу принадлежат несколько сотен ста- тей и книги, среди которых «Игры Майи», «Сегодня я увидела...», «Ос- новы акропольского Идеала», «Мне сказали, что...», «Герой повседнев- ности» и другие. В 1991 году Д. С. Гусман возглавила международную классическую философскую школу «Новый Акрополь» и ведет широкую культурно-просветительскую деятель- ность, читая в разных странах мира лекции по филосо- фии, философии истории, символизму древних культур, истории искусства, психологии, метафизической эстети- Делия С. Гусман ке и т. д. С тех пор как человек стал человеком, он задает вопро- сы. И если сегодня нам кажется, что он перестал делать это, не будем обманываться. Вопросы продолжают будо- ражить его. Когда у нас есть вопрос и нам дается ответ, нужно уметь применить этот ответ в жизни. Но если я ничего не могу сделать со своим ответом, зачем он мне? Если он не решает моих проблем, не уменьшает моих стра- даний, зачем он мне? Вот что такое философия как образ Философия жизни, практическая философия, вневременная филосо- фия. Возможно, это то, что все мы ищем… как образ жизни


Библиотека «Нового Акрополя»

Delia S. Guzmán ´ Filosofia para vivir Editorial Nueva Acro´polis


Делия С. Гусман Философия как образ жизни Перевод с испанского Москва Издательство «Новый Акрополь» 2011

УДК 17 ББК 87:87.7:71.04 Г96 Серия «Библиотека «Нового Акрополя» Гусман, Д. С. Г96 Философия как образ жизни. — М.: Издательство «Новый Акрополь», 2011. — 88 с. — (Библиотека «Но- вого Акрополя»). ISBN 978-5-91896-019-6 С тех пор как человек стал человеком, он задает вопро- сы. И если сегодня нам кажется, что он перестал делать это, не будем обманываться. Вопросы продолжают будоражить его. Когда у нас есть вопрос и нам дается ответ, нужно уметь применить этот ответ в жизни. Но если я ничего не могу сде- лать со своим ответом, зачем он мне? Если он не решает моих проблем, не уменьшает моих страданий, зачем он мне? Вот что такое философия как образ жизни, практическая фило- софия, вневременная философия. Возможно, это то, что все мы ищем… УДК 17 ББК 87:87.7:71.04 ´n, © Delia S. Guzma 2005 © Издательство «Новый ISBN 978-5-91896-019-6 Акрополь», 2011

Вступление Сегодня разговор о жизни, о том, как жить, о Философии, помогающей жить, приобретает особый смысл. В послед- нее время мы, к сожалению, привыкли к сообщениям о все новых и новых катастрофах, смертях, страданиях. Эта лавина обрушивается на нас каждый день и заставляет снова вернуться к размышлениям о важности жизни. Именно поэтому сегодня я хочу поговорить не о смер- ти, а о жизни. И более того, предложить один рецепт, ре- цепт очень древний, которым люди пользовались на про- тяжении многих веков. Это — философия, философия для жизни, философия как образ жизни. Мне не хочется никого утомлять сотнями определений, которые можно дать философии. Они меняются в зависи- мости от эпохи, от философа, от того, какой подход и об- раз мышления — восточный или западный — берут в рас- чет, от того, какое значение придают самой философии. Очень трудно найти формулировку, которая удовлетво- рила бы всех. Поэтому загляну в прошлое, на 2500 лет назад, и напомню определение философии, которое при- писывают Пифагору. Оно настолько просто, что его мо- жем принять мы все, ведь Пифагор не собирался давать определение, а лишь отвечал на слова своих учеников. 5

Рассказывают, что однажды люди, окружившие Пифа- гора и слушавшие его, были так восхищены глубиной его мысли, его восприятием жизни и ее тайн, что воскликну- ли: «Учитель, ты поистине мудрый человек!» И он отве- тил: «Нет, я не мудрый (sophos), я всего-навсего philo sophos — любящий мудрость, искатель мудрости». Так, согласно традиции, было пущено в обращение слово «философия». У него очень простое значение — любить познание, любить мудрость, искать ее, не чув- ствуя себя ее обладателем, а следуя за ней. Мы знаем о том, что она есть, хотя нам еще нужно увидеть, где она и как ее найти. Именно эта идея — идея любви к мудрости — стала фундаментом для того, что мы называем философией классического образца, а не просто классической фило- софией. Если бы мы имели в виду классическую филосо- фию, то говорили бы о «классицизме» во многих культурах, поскольку каждая цивилизация, каждый народ имели свой классический, высокий период, «золотой век». Для нас, западных людей, говорить о классической философии оз- начает обращаться к классической Греции, Греции эпохи великих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, их последователей и предшественников. Но подобный взгляд на классическую философию при- вязал бы нас к конкретному времени, к конкретной исто- рической эпохе. Мы же предпочитаем философию клас- сического образца. Что означает «классического образ- ца»? Это такой образ жизни, который приводил все народы к классическому, «золотому» периоду, к кульминационно- му моменту их существования. Это поиск некоего «обще- го знаменателя», который позволял всем цивилизациям до- стигать такого высокого уровня. Как им это удавалось? Они искали мудрость в разных сферах, не ограничиваясь чем-то одним, искали широко, всеобъемлюще, и в резуль- тате философия охватывала все области жизни человека, 6

а не только узкую сферу понятий и деятельность, связан- ную с работой мысли. У всех народов, которые достигали «золотого века», фи- лософия, словно огромный веер, разворачиваясь, осеняла и обнимала всё. Она помогала находить любые ответы и решения. Поэтому нам интересна философия как образ жизни, нам интересна философия классического образ- ца, философия, которая пробуждает в нас лучшее — «классический» дух, возвышенное состояние, золотую искру. Философия классического образца — это философия великих вопросов и обязательных ответов. Задавать во- просы — это прекрасно, мы все их задаем, но нельзя жить только вопросами. Это все равно что подойти к прекрас- но накрытому столу, полному изысканных блюд, но не смочь ничего съесть. Все мы задаем вопросы, но по-на- стоящему питают нас ответы. Беспокойная, вопрошающая природа человека — это очень древняя, можно сказать, изначальная его часть. С тех пор как человек стал человеком, он задает вопросы. И если сегодня нам кажется, что он перестал делать это, не бу- дем обманываться. Вопросы продолжают будоражить его. Бывает так, что человек, долго не находя ответов, очень устает от этого и из-за усталости предпочитает за- быть свои вопросы. Другой устает от того, что находит слишком много от- ветов и не знает, что с ними делать. Какие-то из этих отве- тов даже противоречат друг другу, и когда человек не знает, какой из них правильный, какой предпочесть, ему приходится отбросить их все. Некоторые люди устают от того, что никто не показы- вает им простого, практичного пути поиска ответов — ведь ответы тоже нужно учиться находить. Так происхо- дит во всем в жизни — если никто не учит нас задавать вопросы, никто не показывает, каким путем идти, если 7

никто не объясняет, какими бывают ответы, как их нахо- дить и что с ними делать, то мы проходим мимо, не заме- чая, что у нас есть важные вопросы. Не будем думать, что сегодня люди утратили интерес к жизни или внутреннее беспокойство. Нет, просто они устали, и нужно вернуть им надежду, вернуть с помощью такой философии, которая точно так же не зависит ни от времени, ни от моды, как и те вечные человеческие во- просы, которые не следуют никакой моде. Ответить на эти глубокие вопросы нам не поможет какая-то модная, сиюминутная философия. Мы должны обратиться к вневременной Философии. «Модная» фи- лософия сегодня нам скажет одно, а завтра — другое. Бо- лее того, чтобы быть в моде, нужно быть оригинальным. Чтобы быть в моде, нельзя говорить то, что уже говорили другие. Вневременная философия не может быть модной, не может кому-то принадлежать. Вневременная философия, по-настоящему отвечающая на наши стремления, не толь- ко не должна подчиняться моде, она должна быть прак- тичной, очень практичной. Когда у нас есть вопрос и нам дается ответ, нужно уметь применить этот ответ в жизни. Если он практичный, то это означает, что он жизненный, что я могу ввести его в свой образ жизни. Но если я ничего не могу сделать со своим ответом, зачем он мне? Если этот ответ не идет дальше моего ума, зачем он мне? Если он не решает моих проблем, не уменьшает моих страданий, зачем он мне? Вот что такое философия как образ жизни, практиче- ская философия, вневременная философия. Я думаю, это то, что все мы ищем…

Философия ради эволюции Вся жизнь — это долгое путешествие, и ско- рость в этом путешествии не более чем иллю- зия; какое средство передвижения мы исполь- зуем, не имеет значения, важен только Путь, который мы проходим. Д. С. Гусман Эволюция как потребность души Мы как философы не можем удовлетвориться представ- лением о том, что человечество статично, что оно полно- стью увлечено материальным прогрессом и что в нем не происходит заметных внутренних изменений. Эволюция для человека — это увлекательная необходимость, его на- стоящий путь. Каким он будет — длинным или корот- ким — зависит от нашего желания идти, и цели его бу- дут настолько же высоки, насколько велики те скрытые устремления души, которые проявляются в неясных, ин- туитивных ощущениях, не требующих слов. Все это за- ключает в себе удивительное и актуальное для каждого понятие Судьбы. Длинный или короткий путь — это зависит от нас Размышляя о длине нашего пути, мы должны осознать, что он будет настолько долгим, насколько малой будет наша решимость по-настоящему развиваться, эволюцио- нировать. 9

Дальше?

получите полную версию
2.50 $ - Купить

Отзывы